До того, как снег станет очень глубок и превратит охоту с собакой в мучение для собаки, которой лыжи не наденешь, пройдёт не меньше четырёх месяцев – именно за это время охотник добывает белку, тетерева, глухаря, попутно рябчиков, если повезёт, куницу. Некоторые (ох, далеко не все!) собаки держат лося, преследуют, не дают уйти, пока хозяин догоняет.
Именно в это время успех охоты зависит от собаки, поэтому существует множество примет, что помогают выбрать ту единственную, которая при удаче и правильном воспитании будет с тобой в тайге больше десяти лет.
Прежде всего хозяин собирает всех щенков у ощенившейся суки и уносит их в дальний угол избы (некоторые даже за порог!) Мать волнуется, зовёт, слепые ещё малыши ползут к ней на зов – естественно, первый и второй добравшиеся к матери будут самыми лучшими, а последний отправляется в ведро. Жестоко? А охотник не может кормить всех, нужны работники. А приютов в тайге нет.
Если охотник-хозяин раздаст остальных щенков, чуть подросших, значит его собаке смена ещё не скоро потребуется, но собаке в годах оставляют самого смышлёного и сильного щенка, его она и натаскивает в тайге личным примером. Несколько лет они ходят в тайге парой, а потом хозяин привязывает старую у конуры – это настоящая трагедия, когда хозяин и молодая сменщица уходят, и старая, которой бы отдыхать на пенсии (хозяйка не обидит, и кость сахарную найдёт, и похлёбку вынесет), в голос рыдает, провожая уходящих без неё!
Есть множество других примет при выборе будущего работника и друга по и по охоте, и по долгим вечерам в таёжной избушке, и ни над одной приметой охотник не будет смеяться. Это в городе предрассудки, а в тайге – опыт от дедов, поэтому, выбирая первого щенка, охотник залезет в пасть малышу и пальцем пересчитает валики-волны на нёбе – по старой примете, их должно быть тринадцать – от этого зависит громкость и доносчивость голоса, что в тайге очень важно. Если у собаки глуховатый, плохо различимый голос, хозяин намается, пытаясь понять, откуда лай и кого именно облаивает собака. А любой охотник знает, что белку собака облаивает не так, как глухаря, а куницу – совсем иначе, чем белку.
Потом раскрывают пасть малышу и разглядывают нёбо: если оно очень светлое, даже белое – эта собака охотником не будет, тратить время на неё бесполезно.
Выбранного щенка кладут на сиденье табурета – считается, что «твой, самый ладный» щенок, сколько бы ни ёрзал по табурету, всегда удержится и не упадёт на пол. Если упал – координация плохая, толку в лесу не будет!
Старики ещё советовали обязательно найти под горлом щенка три, обязательно три длинных отдельно выросших волоса – это верная примета сообразительного щенка.
И, наконец, последнее и обязательное правило выбора щенка: брать только в маленькой деревушке и только у реального охотника-промысловика, зарабатывающего охотой.
А дальше начинается самое интересное и трудное: воспитание охотника.