Найти в Дзене
Вилли В.

Не мешайте летать Суперджету!

Так что и кто мешает "Суперджету"? Для этого нужно посмотреть и проанализировать статистику по самолету, понять причины проблем. Давайте продолжать разбираться.

"Что мешает летать "Суперджету"? Разбор полетов.

"Суперджет" SSJ 100 авиакомпании "Аэрофлот". Фото с открытых источников
"Суперджет" SSJ 100 авиакомпании "Аэрофлот". Фото с открытых источников

Налет маленький. Самолет действительно выигрывает по экономичности, но проигрывает конкурентам по такому важнейшему экономическому показателю, как средний налет. Однако, не все так плохо. По данным Росавиации, у главного эксплуатанта компании "Аэрофлот" налет составил всего 3,6 часа в сутки . При этом близкая по вместимости модель Embrer E170 на 78 кресел имеет 6-7 часов в сутки, а Embrer E190 на 110 кресел - до 10 часов. А среднемагистральные Airbus 320 и Boeing 737-800 летали в среднем по 10 и 11 ч в сутки соответственно.

Однако насколько точны эти данные? Вот данные по налету SSJ 100 другого источника (ssj-aeroflot.blogpost,com) - тоже, наверно, не из пальца высосаны. Средний налет на борт в сутки за период 2011-2014 годы составил 5,09 часов:

http://ssj-aeroflot.blogspot.com/2011/06/all.html#more
http://ssj-aeroflot.blogspot.com/2011/06/all.html#more

За 2015 год средний налет на борт в сутки - 5,17 часов, в 2016 - 4,41, в 2017 - 4,04, в 2018 - 04:37, в 2019 в январе - 5,23. Чтобы было видно методика расчета, вот таблица за 2018 год:

Налет "Суперджет" SSJ 100 в 2018 г. (http://ssj-aeroflot.blogspot.com/2011/06/all.html)
Налет "Суперджет" SSJ 100 в 2018 г. (http://ssj-aeroflot.blogspot.com/2011/06/all.html)

И средний налет за весь период по январь 2019 получается 5,28 часов:

Средний налет самолетов "Суперджет" с 2011 г. по январь 2019 г. (http://ssj-aeroflot.blogspot.com/2011/06/all.html )
Средний налет самолетов "Суперджет" с 2011 г. по январь 2019 г. (http://ssj-aeroflot.blogspot.com/2011/06/all.html )

Значит нужно смотреть как считают. Если брать другого нашего эксплуатанта - компанию "Газпром авиа", то там налет еще меньше. Почему? Потому что она используют SSJ 100, в основном, как чартерные для перевозок вахтовиков на месторождения.

Фото с открытых источников Интернета
Фото с открытых источников Интернета

В компании «Якутия» один самолет в 2018 году из-за жесткой посадки на обледенелую полосу полностью потерял летную годность и будет уничтожен, еще три встали из-за поломок двигателей.

А вот в авиакомпании «Азимут» налет составил 6,3 часа в сутки.

«Эффективно эксплуатировать SSJ 100 помогает крупный склад запчастей, созданный в базовом аэропорту «Платов» (Ростов-на-Дону) при помощи Государственной транспортной лизинговой компании, – сказал председатель совета директоров «Азимута» Павел Удод. – Также нам логистически удобно арендовать двигатели SaM146 из подменного пула, созданного в конце 2018 г. на заводе «ОДК-Сатурн» (Рыбинск) в Ярославской области».

Почему бы эти данные не взять за основу для сравнения? Оказывается, можно эксплуатировать не хуже иностранных, если все делать по уму и "прямыми" руками, а не сваливать на "дядю"! Да и с оценками по налету некоторые горячие головы, видимо, слегка "погорячились".

«В мире хорошим для регионального судна считается налет 8 ч в сутки и выше. Но некоторые российские авиакомпании используют версию SSJ 100 с увеличенной дальностью полета на среднемагистральных маршрутах с продолжительностью полета от 1,5 ч. SSJ 100 также используется на длинных маршрутах в периоды более низкого спроса и в этих случаях он конкурирует с Airbus и Boeing." - считает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

В чем причины малого налета? Эксперты разобрались и с этим. Малый налет связан с длительными сроками ремонта из-за нехватки запчастей. "Гадят" Суперджету французские "коллеги", как любят говорить в МИДе и еще выше. Выяснилось, что «горячей» части двигателя, производимого французской компанией Snecma, ремонт необходим уже после наработки 2000 часов вместо заявленных 8000. Отсюда и быстрый износ двигателя. Компания Safran не была заинтересована в доработке движка, потому что им это невыгодно. Двигатель SaM146 ставится только на самолеты SSJ100, план производства которого и так сокращен до 500 шт. - слишком маленькая серия, а чем меньше выпуск, тем дороже выходит. При этом сам ремонт движков производят не у нас, а во Франции, потому что право интеллектуальной собственности на "горячую" часть осталась за разработчиком - так прописано в контракте!

Получается, французские "друзья" нас попросту кинули? А куда, спрашивается, смотрели, когда подписывали эти самые контракты? Думали, сотрудничество с ними будет вестись по-европейски: типа, сломалься, sorry, ми вам чичас, айн момент, новий поставимь, danke, bitte... Ага, как же? Думали с Европой по-европейски будете жить? А забыли, что это наши конкуренты на рынке и никто нам помогать не будет? Нужно свой ум иметь и отстаивать в бизнесе свои интересы, а в таком большом деле - и государственные! Теперь вот сопли по рукавам размазываем...

Однако, справедливости ради нужно добавить, что в конце-концов наши так достали французов, что те, видимо под угрозой потери имиджа, все-таки сделали новую камеру сгорания и теперь они будут изнашиваться не так быстро. Кроме того, Россия планирует выпустить новую модификацию лайнера — SSJ-SV c отечественным двигателем (скорее всего, ПД-8). Вопрос лишь в том, будет ли он достаточно экономичным?

Уже в 2019 году в авиакомпании "Якутия" дело даже наладилось.

"Мы много инвестировали в эксплуатацию SSJ 100», – сказал гендиректор «Якутии» Владимир Горбунов. "Сейчас у компании работают два таких судна и показывают налет до 8 ч в сутки... К осени будут летать пять SSJ 100». (источник "Ведомости")

А в компании «Ираэро», несмотря на массовые поломки двигателей (как было сказано, по вине французского производителя горячей части двигателя), тоже превзошли «Аэрофлот» по налету.

«Мы научились эффективно эксплуатировать SSJ 100, но подводят в основном поломки двигателей», – говорит заместитель гендиректора «Ираэро» Алексей Стоянов.

Научились значит? Уже хорошо. А что же наш "Аэрофлот"? В чем там проблемы? По информации источника"Ведомости", люди, близкие к "Аэрофлоту" и ОАК, говорят, что:

"у «Аэрофлота» нет маршрутной сети для региональных судов. Перевозчик не заинтересован в SSJ100 и берет их по заданию правительства".

Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался (vedomosti.ru). Конечно, иностранные суда ввозить сподручнее, возни с ними меньше, обслуживание лучше! Сейчас в парке "Аэрофлота" 254 воздушных судна, из которых 54 SSJ 100. Тем не менее, в 2018 году «Аэрофлот» заказал у ГСС еще 100 Суперджетов, первые 10 из которых планирует получить в этом году. Кроме того, создан новый региональный перевозчик - авиакомпания "Азимут", в парке которой самолеты одного типа - около 10 SSJ100.

Ну и славно! Дело за малым - раскатывать маршруты, создавать новые базы обслуживания, расширять пул запчастей, делать вместе с производителем все, лишь бы самолет летал и радовал сердца пассажиров. Дайте ему больше неба!

Так что лети, кукушонок, расправляй свои крылья!