Человек во все времена склонен был верить в сверхъестественные силы, в дьявола и его приспешников, приписывая данным явлениям новые образы и деяния. Одним из самых популярных воплощений темных сил стал образ ведьмы, массово эксплуатировавшийся во времена средневековья. Некоторые источники представляют ведьму красивой и ухоженной женщиной с манящими чертами лица и изгибами тела – такую, как Булгаков некогда представил широкому читателю прекрасную Маргариту. В других ведьма обязательно была старой, дряхлой, озлобленной старухой, которая живет в лесной чаще и оттуда насылает все невзгоды на близлежащие села. Однако была одна черта, объединяющая два противоположных взгляда – ведьма выступала в образе женщины.
Так почему же именно женщина стала «жертвой» этого особо популярного мифа в средневековье? Во-первых, женщине всегда отводилась второстепенная роль. Во-вторых, женщина еще со времен Римской империи ограничивалась во многих правах и свободах, о чем свидетельствует основной правовой свод тех времен.
Итак, женщина – не имеющая прав и свобод, виновная в первородном грехе. Не идеальный ли преступник для убитых горем людей? Ведь обвинить кого-то в своей беде куда проще, нежели смириться с тем, что ты где-то что-то упустил. А так как в средневековая эпоха – пик католицизма, осуждающего и демонизирующее любое проявление колдовства и магии, то вполне понятен страх перед «служителями дьявола». Тут вступает в силу обычная человеческая психология и объектом гонений становятся многие женщины.
Теперь, учитывая психологию, наложение религии, а так же извечное правовое неравенство, можно понять, как именно женщина стала объектом векового преследования как инквизиции, так и обычного населения, подхватившего религиозные веяния того времени. Так, в дом попала молния – виновна старуха, искоса посмотревшая; ушел муж – виновата девушка, которая использовала любовное зелье; заболел скот – виновна соседка, завидующая хозяйству и наведшая порчу.
Здесь стоит учитывать фактор вмешательства церкви, которая составляла чуть ли не основу средневекового государства и была мощнейшим действующим механизмом внутри него. На фоне постоянных бедствий было весьма выгодно сделать миф о «посланниках дьявола среди нас», дабы предупредить народные волнения с последующими восстаниями. Поэтому, все войны, болезни и стихийные бедствия списывались на магию и колдовство.
Таким образом формулировался один из самых основных мифов средневековой эпохи – ведовство в лице женщины.