(Burn Notice, 2007 - 2013, сериал, 7 сезонов)
По сравнению с лютым шпионским сериалом "24 часа", "Чёрная метка" не шокирует зрителя кровожадной брутальщиной. Наоборот, её создатели делают ставку на несерьёзность повествования, чёрный юмор и жизнерадостно яркие пейзажи Майами. Поэтому наиболее близким аналогом "Метке" по духу и настроению является, пожалуй, лишь Бондиана 90-х.
Вдобавок лучшего кореша главного героя - подставленного своей же "конторой" шпиона Вестена (Джеффри Донован), - играет не какой-то хрен с бугра, а сам Брюс Кэмпбелл. Да-да, тот самый Эш, борец со "зловещими мертвецами", культовая личность эпохи VHS. И, естественно, сюда его тоже позвали не шекспировские монологи читать, а вызывать у зрителя улыбательный рефлекс каждым своим появлением на экране.
Иными словами, праздник выдался на славу. И с нехилым итоговым счётом: 7 сезонов, 111 эпизодов, а бонусом - полнометражный телефильм-приквел "Падение Сэма Экса", где всё внимание уделено уже Брюсу Кэмпбеллу. И на всё это угрохали на зависть толстый бюджет, не экономя на пиротехнике и автотрюках, что свирепствовали в каждой серии и не по одному разу.
Причём это экшен-счастье, уверен, запросто прожило бы ещё пару-тройку сезонов, кабы в шестом авторы вдруг не решили поменять своей истории подгузник тональность. После чего переформатировали её в злосчастную мелодраму об изменах друг другу и родине, чувстве долга, патриотизме, возмездии и иной надрывной лабуде, что была уместна здесь, как на зайце стоп-сигнал.
И - понеслось!
Хотя правильнее сказать, наоборот, ударило по тормозам. Потому что актёрам, которые до этого вели себя иронично и непринуждённо, отныне велели корчить из себя страдальцев разной степени тоскливости.
Вышло, кто бы сомневался, через пень-колоду.
Первым надорвался Джеффри Донован, чьё рабоче-крестьянское лицо прежде светилось улыбкой легко и естественно. Тогда как в образе мученика со слезящимися глазами и всё время приоткрытым ртом (зачем он так дела? Неужто думал, будто это усиливает трагизм?), Джеффри уже ничего кроме неприязни не вызывал.
Душечка и создательница крутейшего образа воюющей за правое дело, но малость двинутой киллерши, Габриэль Анвар тоже жгла напалмом, пока её не заставили хныкать и плакать. После чего те батарейки, на которых она работала, вмиг сели, и заряжать их было уже бесполезно.
Аккумуляторы Брюса Кэмпбелла профурычили дольше, но тоже, увы, издохли. Более того, некоторое время угрюмое выражение морды было ему даже к лицу. Однако угрюмая морда Брюса на протяжении 30 с лишним эпизодов - нет, тут было куда гуманнее самоубиться, чем взирать на это.
Ну а про старушку Шэрон Глисс, что играла "шпионскую маму" Вестена, можно и не заикаться. Ей прощалось абсолютно всё, пока она колесила по Майами со "стволом" и гранатами в ридикюле. Но вот когда она всерьёз, без тени улыбки, стала влезать в ипостась горьковской Пелагеи Ниловны - да ладно? Это, нафиг, в экшен-шоу типа Бондианы? Держа у себя дома в кухонном шкафчике базуку?
Да полный копец, что еще тут скажешь.
Однако, несмотря на всё вышесказанное, на самом деле итоговая картина вырисовывается не столь плачевная. Былая ирония и шутки тоже в последних сезонах по инерции нет-нет, да и проклёвывались. К тому же, хвала создателям "Чёрной метки" - смекнув, что сморозили глупость и запороли весь цимус, они быстренько и аккуратно закруглились. Чем огребли лишь минимум зрительских проклятий и не зарезервировали себе за это сковородку в аду.
***
В общем, не сериал, а отличный виртуальный расслабон для ума и тела. Тем более зимой, когда озарённый взрывами, шпионский Майами красив как никогда. Плюс харизматичный Брюс Кэмпбелл тут зачастую рвёт и мечет даже похлеще, чем в молодые годы. Да что там, лишь он один и начиняет "Чёрную метку" её ядрёной бомбичностью, тогда как прочие без него с этой задачей явно не справились бы.