Найти тему
21_MED

Критические периоды развития детей

Особенностью растущего организма является наличие «критических периодов развития», когда диапазон приспособительных реакций снижается, а чувствительность организма к факторам риска повышается.

Период новорожденности

-2

Самым первым стрессом, с которым сталкивается малыш - роды. Резко изменяются условия окружающей среды. Не зрелая нервная система не способна сразу правильно настроить организм на работу, здесь при воздействии факторов риска может произойти сбой адаптации. Иммунитет подавлен, ведь в утробе матери ребенок находился в стерильных условиях, а сейчас на него действует огромное количество бактериальных и вирусных агентов. Если у новорожденных детей возникает какой-либо инфекционный процесс, он часто может протекать в тяжелой форме.

Период с 3-го по 6-й месяц жизни

-3

Еще одной системой, которая попадает в напряженные условия является пищеварительная. Именно в этот период происходит переход от грудного молока к разнообразной пище. Правильно введенный прикорм и докорм снижают риски развития функциональных и инфекционных поражений желудочно-кишечного тракта и пищевой аллергии. Правильное питание стимулирует более быструю адаптацию иммунной системы и правильное психическое развитие, развитие рефлексов, зрения, памяти.

Период от 2-х до 4-х лет жизни

-4

У ребенка происходит социализация в обществе. Первый социум, в который он попадает это ясли или детский сад. Происходит активное развитие речи, общения, выработка новых навыков. Иммунитет ребенка за первые годы жизни приспособился к окружающей его домашней инфекционной флоре и тут встречает новое испытание – коллектив, в котором есть ранее не виданные им бактерии и вирусы. Снова возникает напряжение иммунной системы, которая быстро адаптируется. Часто родители, приходя к врачу-педиатру, говорят: «Вот недавно переболели, неделю походили в детский сад и опять сопли!», это и не удивительно, организм ребенка таким образом приспосабливается к новым условиям среды.

Период с 5-ти до 6-ти лет жизни

-5

Личностное развитие и появление самосознания. Появление данных признаков ведёт к трудностям в общении. Ребенок считает себя взрослым, хочет чтобы его мнение уважали, прислушивались. Родители должны правильно объяснить ребенку, что можно делать как «взрослый» и для чего он еще «мал». При неправильно подобранном подходе могут возникнуть первые признаки «отчуждения» ребенка, потеря непосредственности, появление манерничанья.

Подростковый период

-6

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, возраст полового созревания. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Характеризуется изменением взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, протестуют против обращения с ними как с маленькими. В этом возрасте кардинально меняется поведение детей. Многие из них становятся неуправляемыми, грубыми, всё делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания или, наоборот, могут замкнуться в себе. В этот период часто наблюдаются заболевания желудочно-кишечного тракта, неврозы и психозы.

По окончании критического периода у ребенка появляется новое самосознание, выражающееся прежде всего в особенностях самовосприятия и отношении к самому себе. Каждый пережитый критический период формирует новые грани личности и дальнейшее поведение в жизни.