Особенностью растущего организма является наличие «критических периодов развития», когда диапазон приспособительных реакций снижается, а чувствительность организма к факторам риска повышается.
Период новорожденности
Самым первым стрессом, с которым сталкивается малыш - роды. Резко изменяются условия окружающей среды. Не зрелая нервная система не способна сразу правильно настроить организм на работу, здесь при воздействии факторов риска может произойти сбой адаптации. Иммунитет подавлен, ведь в утробе матери ребенок находился в стерильных условиях, а сейчас на него действует огромное количество бактериальных и вирусных агентов. Если у новорожденных детей возникает какой-либо инфекционный процесс, он часто может протекать в тяжелой форме.
Период с 3-го по 6-й месяц жизни
Еще одной системой, которая попадает в напряженные условия является пищеварительная. Именно в этот период происходит переход от грудного молока к разнообразной пище. Правильно введенный прикорм и докорм снижают риски развития функциональных и инфекционных поражений желудочно-кишечного тракта и пищевой аллергии. Правильное питание стимулирует более быструю адаптацию иммунной системы и правильное психическое развитие, развитие рефлексов, зрения, памяти.
Период от 2-х до 4-х лет жизни
У ребенка происходит социализация в обществе. Первый социум, в который он попадает это ясли или детский сад. Происходит активное развитие речи, общения, выработка новых навыков. Иммунитет ребенка за первые годы жизни приспособился к окружающей его домашней инфекционной флоре и тут встречает новое испытание – коллектив, в котором есть ранее не виданные им бактерии и вирусы. Снова возникает напряжение иммунной системы, которая быстро адаптируется. Часто родители, приходя к врачу-педиатру, говорят: «Вот недавно переболели, неделю походили в детский сад и опять сопли!», это и не удивительно, организм ребенка таким образом приспосабливается к новым условиям среды.
Период с 5-ти до 6-ти лет жизни
Личностное развитие и появление самосознания. Появление данных признаков ведёт к трудностям в общении. Ребенок считает себя взрослым, хочет чтобы его мнение уважали, прислушивались. Родители должны правильно объяснить ребенку, что можно делать как «взрослый» и для чего он еще «мал». При неправильно подобранном подходе могут возникнуть первые признаки «отчуждения» ребенка, потеря непосредственности, появление манерничанья.
Подростковый период
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, возраст полового созревания. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Характеризуется изменением взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, протестуют против обращения с ними как с маленькими. В этом возрасте кардинально меняется поведение детей. Многие из них становятся неуправляемыми, грубыми, всё делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания или, наоборот, могут замкнуться в себе. В этот период часто наблюдаются заболевания желудочно-кишечного тракта, неврозы и психозы.
По окончании критического периода у ребенка появляется новое самосознание, выражающееся прежде всего в особенностях самовосприятия и отношении к самому себе. Каждый пережитый критический период формирует новые грани личности и дальнейшее поведение в жизни.