Найти тему
Записки раздолбая

Про Ивана Урганта, ремесло, юмористические шоу и время существования канала на Дзене.

Ехали тут недавно с коллегой из командировки.

И, поскольку времени в дороге было более чем достаточно, обговорить по ходу пьесы успели не только рабочие проблемы. В какой-то момент разговор пошел "за жизнь", и плавно перекинулся на вопросы, в том или ином виде обсуждаемые в новостных лентах. В контексте демонстрации своего отношения к одной из тем, в последнее время набивших оскомину (а конкретно, о так называемых оскорблениях так называемых чувств так называемых верующих) я помянул Ивана Урганта.

Иван Ургант рассказывает журналистам Esquire про песню БГ "Вечерний М". Фото с сайта https://esquire.ru/
Иван Ургант рассказывает журналистам Esquire про песню БГ "Вечерний М". Фото с сайта https://esquire.ru/

Выяснилось, что моя коллега относится к Урганту примерно так же, как и я, то есть - по плохому равнодушно. Но почему-то в её окружении многие считают Урганта чуть ли не гением.

Я с этим не согласен, от слова "совсем".

______

Есть определенные передачи, и есть артисты/сценаристы, которые их делают. Возьмем, к примеру, юмористические, что нибудь от "Каламбура" или "Джентльмен-шоу" до "Уральских пельменей" и "Вечернего квартала".

У таких передач есть определенный жизненный цикл. Нет, это, конечно, не точно. Но это так выглядит со стороны. Этот цикл в чём-то сродни человеческой жизни.

Рождение, расцвет, популярность, увядание, исчезновение.

Это, на самом деле, не совсем верно. Исчезновение может оттягиваться на неопределенно долгое время. Как пример, зомби-апокалипсис "Аншлаг" и "Смехопанорама". Или передача может трансформироваться и искать новые форматы - вся движуха, которую породил Камеди-клаб. Но я, так сказать, о классике, а не искусственно созданных исключениях.

Передача приходит в неком новом, неожиданном для зрителя, но востребованном формате, и поначалу это принимается на ура. Шоу растёт, развивается, появляется армия поклонников. Затем популярность начинает падать, и, параллельно с существованием фанатов, начинает расти армия хейтеров. В какой-то момент эти группы становятся равномощными, и начинается процесс медленного, но неотвратимого умирания.

Так вот, суть вопроса. Кем являются на самом деле создатели и ключевые актёры подобных шоу?

Кем - не в смысле имён и биографий. Исключительно по творческим возможностям.

Я так думаю, что не гениями. Однозначно нет. Гениальность тут не лежала и рядом. Поскольку для них креатив и юмор является работой и повседневной рутиной, я склонен считать их ремесленниками.

Реме́сленник, реме́сленница — лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства.
(с) Wikipedia

Обладают эти люди определенными навыками? Да. Креативность. Свободное владение языком. Сценическое движение. Грамотно поставленная речь. Чувство юмора (кстати, у Урганта этот навык развит слабо). Актёрское мастерство.

Производят они на продажу или на заказ изделия (шоу)? Определённо.

Про ручную работу обойдём стороной. Интеллектуальный труд является явлением вполне современным, и ничуть не более лёгким.

Собственные средства производства? :) Отсмеявшись, тоже говорю да.

Среди этих ремесленников нет гениев. Есть подмастерья, есть мастера. Есть подлинные виртуозы своего дела, кого не стыдно назвать Маэстро. А вот гениев единицы.

Чем, на мой взгляд, определяется гениальность? Наверное, это высшая форма проявления сплава мастерства и таланта. Это когда человек настолько ярок, что о его творчестве помнят уже тогда, когда его самого уже давно нет.

Ургант - ремесленник. Не великий и не величайший. Ему, по моей оценке, даже мастером стать не светит. Востребованный на данный момент телеведущий, разменивающий своё мастерство на создание низкопробных шуток на злобу дня.

Светлаков, Слепаков и куча других менее известных - добротные такие ремесленики-мастера.

Есть ремесленники-маэстро, остававшиеся актуальными и востребованными в течение очень длительного времени. Их единицы. Тот же Жванецкий. Гений ли Жванецкий? По моему, нет. Хотя кому как, для кого-то и Гришковец гений.

И есть подлинные гении. Так вот сходу - Аркадий Райкин. Или сэр Чарльз Спенсер Чаплин.

Аркадий Исаакович Райкин. Фото из статьи "Аркадий Райкин. Жизнь в смехе и за ним", размещенной на сайте https://photochronograph.ru/
Аркадий Исаакович Райкин. Фото из статьи "Аркадий Райкин. Жизнь в смехе и за ним", размещенной на сайте https://photochronograph.ru/

Так ли хорош Ургант, чтобы его можно было сравнить с последними двумя? Да щазззз.

_____

Дописал и задумался. А я то сам кто? :)

Я даже на уровень подмастерья пока не вышел. Интересно, сколько при этом ещё проживет мой канал? Сколько времени он хоть кому-то будет интересен? Когда я "испишусь"?