Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

"Мы все в долгу перед армией" (тест для читателей)

«Подвиг лейтенанта В. Ф. Кондратьева». Художник А.Ю. Дроздов
«Подвиг лейтенанта В. Ф. Кондратьева». Художник А.Ю. Дроздов

Наша армия – уникальна. Не только своим новейшим вооружением и боевой техникой. Прежде всего – людьми.

Это понимают на Западе. Это не всегда понимают у нас.

Небольшой тест для читателей.

Приведу два мнения. Они высказаны в книгах двух исследователей нашей истории.

Первое: «Патриотизм и любовь к Родине подразумевают готовность умереть в экстремальных обстоятельствах, когда Родина в опасности, и являются неизменными чертами русского характера. Можно утверждать, что самые лучшие черты русского характера... это преданность, самопожертвование, патриотизм (но не шовинистического толка), способность переносить лишения».
И второе высказывание: «В других государствах, участвовавших во Второй мировой войне, мифологизировались герои, уничтожившие множество неприятельских солдат, танков, самолетов, кораблей, но отнюдь не ценой собственной жизни. Исключением были только японские самураи. В этом отношении Сталин и руководители Красной армии вполне разделяли самурайскую традицию, согласно которой главное для воина – героически погибнуть в бою, а не сохранить свою жизнь, чтобы продолжать уничтожать врагов».

Как Вы думаете: историкам из каких стран принадлежат эти высказывания?

Как это не покажется странным, но в первом случае мной процитирован отрывок из книги американского историка Альберта Аксела (Герои России (1941-1945), М. Интерстамо 2002. с. 14). А во втором – нашего историка Б. Соколова (Тайны второй мировой. М. Вече. 2001. с. 38).

У Аксела жертвенность – самая лучшая черта нашего народа. У Соколова – навязанная Сталиным самурайская традиция. Другими словами, на вопрос – самопожертвование: это плохо или хорошо – американец Аксел дает положительный ответ. Россиянин Соколов – отрицательный.

Вопрос действительно непростой. И однозначно на него ответить трудно. Никто не знает и не может предугадать, как он поведет себя в критической ситуации. С одной стороны, это, вроде бы, противоречит инстинкту самосохранения. С другой – готовность к самопожертвованию у многих заложена на генном уровне, подготовлена всей предыдущей жизнью, воспитанием, службой…

Очень редко такую готовность выказывают публично. Один из ярких примеров – разведчик-диверсант Николай Кузнецов. В рапорте от 3 июня 1942 года на имя командования он писал: «Я вполне отдаю себе отчет в том, что очень вероятна возможность моей гибели при выполнении заданий разведки, но смело пойду в тыл врага». Ту же мысль он изложил в письме брату Виктору, перед отправкой в тыл врага: «…хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов за то, чтоб я вернулся живым. Почти сто процентов за то, что придется пойти на самопожертвование». А в послании, написанном, в том числе и для нас, его потомков, есть такие слова: «Я люблю жизнь, я еще очень молод, но если для Родины… нужно пожертвовать жизнью, я сделаю это» (Цит. по: Гладков Т. Легенда советской разведки М. Вече. 2001).

Для меня ясно одно – только высоконравственный человек способен совершить героический поступок. Хотя внешне он может и не производить геройского впечатления. Вспомним героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир» маленького капитана-артиллериста Тушина. Он робок, при начальстве конфузится, движения неловкие, голос нерешительный. Тушин раскрывается только в сражении…

Капитан Тушин в фильме "Война и мир". Кадр из фильма 1965 г.
Капитан Тушин в фильме "Война и мир". Кадр из фильма 1965 г.

У таких людей – а у Тушина были реальные прототипы (Я.И. Судаков, А.И. Кучин) – на первом месте готовность жертвовать собой ради других. И делают они это осознанно. В этом принципиальное отличие наших воинов от религиозных фанатиков, нередко действующих под воздействием одурманивающих средств или специальных приемов зомбирования.

В Евангелии от Иоанна сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть – кто жизнь отдаст свою ради других.

Убежден, что к военным людям эти евангельские строки относятся в полной мере. Это – часть нашей профессии. И в присяге, которую мы давали в СССР говорилось: «…как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами».

Сейчас последней фразы в российской присяге нет. Но в реальной жизни солдат и офицеров – все осталось без изменений. Традиция – не прервалась.

Мы всегда будем помнить имена наших воинов, геройски погибших уже в XXI веке. Среди них:

  • подполковник Дмитрий Разумовский, который принял на себя пули террористов, защищая детские жизни в Беслане;
  • лейтенант Андрей Туркин, который спас в Беслане людей, закрыв своим телом гранату;
  • майор Сергей Солнечников, который, спасая подчиненных, накрыл своим телом гранату;
  • старший лейтенант Александр Прохоренко, который вступил в неравный бой с террористами и, не желая сдаваться в плен, вызвал авиаудар на себя;
  • майор Роман Филиппов, который геройски погиб в Сирии, отстреливаясь от окруживших его боевиков, был тяжело ранен, а затем подорвал себя гранатой со словами «Это вам за пацанов!»…

Подвиг Романа восхитил не только нас, его соотечественников. Один британец написал: «Роман, ты заставил весь мир гордиться – как твои деды во Второй мировой!».

Памятник  воину-освободителю в Трептов-парке. Берлин.
Памятник воину-освободителю в Трептов-парке. Берлин.

Карем Раш писал: «Мы все в долгу перед армией. Мы виноваты перед ней. Ни один институт государства за тысячу лет не принес на алтарь Отечества столько жертв, сколько наше воинство. Путь наших войск всегда был жертвенным, возвышенным и скромным» (Раш К.Б. Армия и культура. М. 1989).

23 Февраля все мы, сопричастные к великому делу защиты Отечества, вспомним еще раз наше героическое прошлое и поблагодарим тех, кто сегодня несёт нелёгкую, но почётную миссию по обеспечению суверенитета, независимости и безопасности нашей Родины.

Служим России!