В отношениях с инспекторами компании ведут себя по-разному. Одни, чтобы не разозлить контролеров, предоставляют все сведения в короткие сроки, просят продлить сроки и молча ждут ответа. Но от таких действий инспекторы становятся лишь наглее и все более беспринципно нарушают процедуру проверки, долго отвечают на запросы налогоплательщика.
Другие компании с самого начала следят, чтобы налоговики соблюдали их права. И при малейших нарушениях компания пишет жалобы. Такие действия, по словам экспертов, куда более эффективны.
Способ 1. Спросить, на чем налоговики основывают свои действия
Любое требование налоговики должны обосновать нормами НК РФ. Но инспекторы нередко либо забывают их привести, либо притягивают искусственно. Осадить контролеров можно, если потребовать, чтобы они обосновали свои действия ссылками на конкретные статьи НК РФ или законы. Если требования незаконны, налоговики забудут о своих запросах и будут внимательнее оформлять следующие.
Как составить запрос. Опишите в запросе действия инспекции, которые вызывают у вас сомнения в их законности. Приведите реквизиты уведомлений или требований контролеров и норму НК РФ, которой они не соответствуют. Задайте непосредственно вопрос: на основании чего налоговики действуют так? Подпишите запрос и укажите, на основании какого документа представитель вправе подписывать документы. Для генерального директора это устав, для всех остальных — доверенность.
Как подать запрос. Обязательно письменно. Чем быстрее, тем лучше. Требование налоговиков содержит срок, в который компания должна его исполнить. Передайте запрос через канцелярию или по телекоммуникационным каналам связи. В любом случае получите подтверждение подачи. Например, отметку инспекции на втором экземпляре.
Преимущества. Быстро, просто и недорого.
Недостатки. Способ действует, лишь когда налоговики не намеревались «наехать» на компанию, а им было лень что-то делать самостоятельно.
Способ 2. Подать жалобу в УФНС
Очевидный способ заявить о нарушении своих прав — подать жалобу на действия или бездействие инспекторов в управление. Сделать это можно в течение года с момента нарушения. Срок рассмотрения — 15 рабочих дней.
Как составить жалобу. Коротко и четко изложите суть дела. Опишите, какие действия или бездействие налоговиков нарушили ваши права, приведите ссылки на законодательство. Все обстоятельства изложите последовательно и логично. Не используйте в жалобе нецензурные и оскорбительные выражения, иначе жалобу не рассмотрят. Если управление оставит жалобу без удовлетворения, можно обжаловать решение в ФНС в течение трех месяцев.
Как подать жалобу. Почтой, через канцелярию инспекции или по интернету. Самый долгий вариант — направить жалобу ценным письмом с описью вложения. Для канцелярии подготовьте два экземпляра, один из которых с отметкой о получении оставьте себе. Самый надежный и быстрый способ — отправить по телекоммуникационному каналу связи. Уведомление инспекции подтвердит дату отправки жалобы.
Преимущества. Отправка жалобы в управление не означает, что контролеры устранят нарушения, лишь когда управление ее рассмотрит и примет решение. Компания подает жалобу через инспекцию-нарушителя. Получив ее, налоговики, скорее всего, намного раньше исправят свои нарушения. Сама по себе жалоба — некий инструмент запугивания.
Недостатки. Жалоба может и не оказать никакого воздействия на инспекцию. Все зависит от конкретного случая.
Способ 3. Обжаловать действия инспекции или ее бездействие в суде
Чтобы обратиться в суд, у компании есть три месяца. Причем сначала надо обжаловать действия или бездействие инспекции на уровне УФНС. Если пропустить этот срок, суд откажет в иске.
Как составить исковое заявление. Текст заявления аналогичен жалобе в УФНС. К заявлению приложите:
— доказательства, что инспекция нарушила ваши права;
— уведомление о вручении искового заявления лицам, которые участвуют в деле;
— квитанцию об уплате госпошлины;
— копии жалобы в УФНС и решения по ней;
— копию свидетельства о государственной регистрации компании;
— доверенность на человека, который подпишет заявление;
— выписку из ЕГРЮЛ, которая подтвердит местонахождение компании, не ранее чем за 30 дней до обращения в суд.
Как подать заявление. Через канцелярию суда, по почте ценным письмом с описью или заполнив форму на официальном сайте суда. Копию заявления направьте всем лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением. В данном случае — в инспекцию и управление.
Преимущества. Суд — это уже не запугивание, а радикальное решение проблемы. Оно подходит для существенных для компании вопросов, по которым потеря времени не играет особой роли.
Недостатки. Дорого и долго. Помимо канцелярских затрат, компания заплатит пошлину, а ждать первого заседания приходится несколько месяцев. К этому времени инспекторы уже закончат проверку, так и не устранив нарушения. Если УФНС не удовлетворит жалобу компании, укажите нарушения в письменных возражениях по акту проверки. Это можно использовать, если компания решит обратиться в суд уже по поводу доначислений.
Способ 4. Обратиться в прокуратуру
Обратиться в прокуратуру можно лишь при грубых нарушениях прав компании. Например, если инспекторы затягивают возврат налога или не снимают арест имущества или блокировку счета. Для такого метода борьбы нужно лишь время и небольшие канцелярские затраты.
Как составить жалобу. Коротко и четко изложите ситуацию и нормы закона, которые нарушили инспекторы. Приложите доказательства, в том числе аудио- или видеозаписи. В документе укажите ФИО представителя компании и адрес, почтовый или электронный, по которому направить ответ на жалобу. Без этих данных ответ компания не получит.
Избегайте нецензурных или оскорбительных выражений, иначе обращение даже не станут рассматривать. Пишите только то, что можете доказать. Иначе инспекторы могут обвинить вас в клевете. По содержанию жалоба в прокуратуру будет схожа с жалобой в УФНС.
Как подать жалобу. Подавать можно как угодно: письменно или устно на приеме у прокурора. Но чтобы у компании осталось доказательство подачи жалобы, подойдет отправка по почте или при личном приеме, а также через официальный сайт прокуратуры.
Срок рассмотрения жалобы — один месяц со дня ее регистрации. На вынесение решения — еще 15 рабочих дней, если жалоба не требует дополнительного изучения. На исполнение решения — еще один месяц.
Преимущества. Прокуратура не вправе передать жалобу в инспекцию, которая нарушила права компании.
Недостатки. Если собрать недостаточно доказательств нарушений, инспекция может обвинить компанию в клевете.
Способ 5. Сделать адвокатские запросы
Адвокат вправе собирать сведения, которые необходимы для юридической помощи. Например, запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов госвласти или местного самоуправления, а также иных организаций. Те обязаны выдать адвокату документы или их заверенные копии не позднее чем через месяц.
Как составить и подать запрос. Только через профессионального адвоката.
Преимущества. Запрос позволяет не только собрать дополнительные доказательства, но и проверить инспекцию.
Недостатки. Дорого, надо оплачивать услуги адвокатов. На практике также нередки случаи отказа в предоставлении информации.
Способ 6. Напомнить об уголовной ответственности
Иногда инспекторы намеренно нарушают права компаний, пытаясь вынудить их сменить юрадрес, поднять зарплату или показать прибыль вместо убытка. Чаще всего для этого налоговики незаконно блокируют счет в банке под предлогом якобы не сданной декларации. При этом инспекторы чувствуют безнаказанность и прямо говорят, что знают про вовремя поданную отчетность, но будут блокировать до выполнения их требований. И компании готовы на все, лишь бы разблокировать счет.
Но инспекторы забывают, что, кроме дисциплинарной ответственности, есть еще уголовная. Они не боятся только потому, что никогда о ней не задумывались. Эффективный способ — напомнить о лишении свободы.
Как и куда обратиться. Можно устно, можно письменно. Главное, сформулировать убедительно. Например, при незаконной блокировке счета усматриваются признаки как минимум двух уголовных преступлений:
— препятствование предпринимательской деятельности;
— злоупотребление должностными полномочиями.
В обеих статьях реальные сроки лишения свободы. И если сами инспекторы не понимают серьезности ситуации, руководство инспекции быстро осознает, чем это чревато.
Преимущества. Дешево и быстро.
Недостатки. Представитель компании должен хорошо ориентироваться в нормах права, чтобы быть убедительным.