Здравствуйте. В наше время значительное количество статей и видео посвящается манипулированию сознанием как отдельных людей, так и
человеческих групп, начиная с небольших коллективов и заканчивая целыми народами. Но почти все они уделяют внимание манипуляции через телевидение и Интернет, справедливо полагая эти виды СМИ наиболее распространёнными, популярными и, как следствие, оказывающими самое значительное влияние на психику человека, его мнение, поступки и т.д.
Но есть и ещё несколько видов или способов воздействия на человеческое сознание. В их число входят и несправедливо, как мне думается, позабытые книги, газеты, журналы и прочие печатные издания. Мне могут сказать, что чтение ныне не в моде, бумажные книги практически изжили себя, а электронные варианты тех же книг и других изданий доступны в том же самом Интернете: если так уж хочется почитать - плати, скачивай, и вперёд! Да и бесплатные книги на просторах всемирной паутины найти пока ещё можно.
С тем, что читать сейчас стали меньше, пожалуй, соглашусь. Особенно этим грешат представители молодого поколения. Те же, кому около сорока и больше, пока ещё не окончательно забыли, что такое чтение. Воспитывались и учились они в то время, когда страна, в которой они жили, была самой читающей на планете и человека любого пола и возраста с книгой можно было увидеть буквально везде, а библиотеки были одним из самых популярных мест для проведения досуга.
Не буду сейчас говорить подробно о пользе чтения, ограничусь лишь тем, что скажу: читать научился с четырёх лет и день, когда не прочёл ни строчки, считаю потерянным. Выгодное отличие книги от того же фильма или ролика на Ютьюбе состоит в том, что в процессе чтения вы становитесь как бы собеседником для автора и персонажей, можете, хоть и незримо, без непосредственного контакта, дискутировать и даже спорить с ними, а также прерваться, чтобы осмыслить прочитанное, переварить и максимально полно усвоить информацию. Да, видео из Интернета тоже можно поставить на паузу, в отличие от случаев, когда вы смотрите телевизор, но всё же книги и чтение дают больше возможностей для осознания и понимания, развивают воображение, пополняют словарный запас, повышают уровень грамотности. Ведь почему молодое поколение совершает такое зашкаливающее количество грамматических ошибок? Ответ очевиден: они практически перестали читать, да и уровень преподавания родного языка сейчас далеко не тот, что раньше.
Но сейчас речь пойдёт не о положительных сторонах чтения, а о том, что с помощью книг и других изданий возможно также манипулировать сознанием людей и составлять т.н. "общественное мнение". Здесь, как и в случае с ТВ и Интернетом, главное в том, ЧТО мы потребляем, чем нас, как говорится, "кормят".
Те, кто застал СССР в более-менее осознанном возрасте, т.е люди, которым сейчас не меньше сорока лет, должны помнить ассортимент печатной продукции и наиболее популярные жанры. Да, хорошую книгу купить тогда было трудно, приходилось зачастую ждать очереди в библиотеке, тем не менее у многих дома было какое-то количество самых разных книг. Жанры были всякие, но самыми популярными являлись классика, как отечественная, так и зарубежная, детективы и фантастика. Честно говоря, были и такие люди, что собирали все эти тома не с целью их прочтения, а для того, чтобы пустить пыль в глаза другим: вот, мол, сколько у меня книг, завидуйте! А спроси такого "книголюба", о чём та или иная книга, ведь не ответит! Стоят они только для красоты и пылятся безо всякой пользы...
Но мы сейчас о другом. Итак, какие жанры были популярны тогда, мы уже выяснили. Теперь о том, каково было содержание книг. Конечно, книги советских и зарубежных писателей отличались. Особенно это касалось детективов и фантастики. Если в первом случае у нас не было такого количества негативных подробностей и вообще делалась ставка на то, что оступившиеся люди всегда имеют шанс на то, чтобы осознать ошибки, исправиться и начать новую жизнь, а во втором экипажи наших звездолётов встречали на других планетах и в других галактиках не только страшных мутантов, но и хороших, добрых существ, то у иностранных писателей всё было иначе. Здесь, в случае с детективным жанром, и преступления были более изощрённые, и подробности более жуткие, а противниками землян у фантастов являлись всякого рода мутанты, киборги и прочие силы зла. Правда, у подавляющего большинстве книг конец был хорошим вне зависимости от того, кто являлся автором: наш писатель или зарубежный. И в этом состояло основное отличие книг того времени. Они в массе своей учили добру, несли позитив, их хотелось перечитывать снова и снова.
Если говорить о положительных персонажах, то ими являлись в основном либо простые люди: рабочие, врачи, учителя, солдаты либо офицеры армии, милиции или КГБ, а также космонавты - патриоты своей страны и просто честные, открытые, добрые. Их было большинство и таким хотелось подражать. Отрицательные же герои в конце несли заслуженное наказание и прописаны были так, что подражать им и быть похожими на них не возникало желания практически ни у кого. То же самое, в общем и целом, было и у зарубежных авторов, с тем лишь отличием, что злодеи подавались иногда как вполне себе симпатичные люди, а то, что они стали плохими, не их вина, просто жизнь заставила. Позже, после развала Союза и сменой политического, экономического и социального курса и строя, всё это расцвело, как говорится, махровым цветом и у нас, но об этом позже.
Ненавистники "совка" могут сказать мне, что в советских книгах была лишь слащавая, лакированная, не имеющая никакого отношения к реальности, пропаганда, на деле же всё обстояло совершенно иначе. На это отвечу: книги, фильмы и т.п. должны показывать жизнь не такой, какая она есть, а такой, к которой людям нужно стремиться. К тому же прочтение подобных книг улучшает настроение, привносит позитив, добавляет положительных ощущений и чувств, что немаловажно.
Теперь переходим к современному положению вещей. Книгами каких жанров заполнены полки магазинов, а также разного рода электронные библиотеки в Интернете? Это, конечно, всё та же классика, куда же без неё, детективы, а также получившие в наши дни распространение "любовные романы", "ужаститки" и фэнтези, а также "попаданцы". Жанр фантастики претерпел наибольшие изменения, можно сказать, от него остались рожки да ножки. Если раньше книги подобного рода были посвящены в основном Космосу, его покорителям и тем, кто несёт на просторы Вселенной разумное, доброе и вечное, то ныне это либо произведения о межпланетных войнах, либо вообще в них мусолится тема противостояния всякой нечисти. Можно ли назвать это полноценной фантастикой? Пусть мне ответят в комментариях те, кто увлекался этим жанром раньше.
Если говорить о других направлениях в литературе, то самыми популярными сейчас являются уже упомянутые любовные романы, "ужастики", детективы и произведения о путешественниках во времени, т.н. "попаданцах". Это, как говорится, топ. Есть, конечно, и другие жанры, но на этих хочется остановиться чуть более подробно.
Что касается "любовных" произведений, то любви в них не больше, чем в современных т.н. "мелодраматических" фильмах и сериалах. Тот, кто хоть раз смотрел или читал подобные, с позволения сказать, "произведения", знает, что они наполнены пошлостью, пропагандой измен и разгульного образа жизни, а главными персонажами являются женщины, ищущие себе богатых, обеспеченных мужчин. Чему они могут научить? Да всему вышеперечисленному плюс культу денег. Есть у мужчины набор из тугой мошны, крутой машины (а то и не одной), дачи на Рублёвке или виллы на Багамах - можно и охомутать, если нет - то и внимания твоего он недостоин, не для того тебя мамочка рожала, чтобы с нищебродами связываться!
Книги-ужасы. Тут всё ясно. Две цели, которые преследуют авторы и издатели подобного чтива, это
а) дать читателю недостающий адреналин и
б) держать того же читателя в постоянном страхе, пугая его несуществующими ужасами, заодно отвлекая от проблем насущных, повседневных. Напуганным человеком проще управлять и манипулировать. Героями данных книжонок является всякая нечисть да те несчастные, которым не повезло оказаться у этой самой нечисти на пути.
Если говорить о детективах, то данный жанр, на первый взгляд, не претерпел практически никаких изменений. Но это только кажется. На самом деле здесь произошёл один из самых больших сдвигов. Если можно так сказать, оболочка или обёртка почти не изменилась, а вот начинка, содержание стали совершенно иными.
Во-первых, преступления, описываемые в книгах данного жанра, уже не ограничиваются кражами, хищениями или обычными, единичными убийствами. Нет, их диапазон стал гораздо шире: изнасилования, серийные убийства, совершённые с особой жестокостью, торговля наркотиками, теракты, коррупция - вот далеко не полный их список. Причём подаётся картина преступления во всех подробностях, порой создаётся впечатление, что волны крови и искалеченных человеческих внутренностей вот-вот хлынут со страниц прямо на тебя.
Во-вторых, изменились и персонажи. Если раньше это были, по большей части, такие же люди, как и мы с вами, то сейчас это сплошь крупные политики, олигархи, крутые бизнесмены, валютные проститутки, киллеры, наркодельцы. Куда подевались простые люди? Но кому сейчас интересно о них писать, на повествовании о жизни условного комбайнёра, врача или инженера больших тиражей, а, следовательно, и гонораров не сколотишь. Нет, такие персонажи, конечно, есть, но они все не первого и даже не второго плана: так, в роли понятых или свидетелей иногда проскакивают, да ещё окружение преступника по большей части из таких состоит.
Но изменились не только герои, но и отношение к ним, их подача. Представители правоохранительных органов и силовых структур по большей части в лучшем случае, заурядные пьяницы, бабники, их начальники - сплошь коррумпированные "оборотни в погонах", дела раскрываются зачастую не благодаря, а вопреки, причём зачастую злодеям удаётся избежать наказания путём подкупа . Вот и получается, что они вроде положительные герои, а вроде и не совсем. Но, если мы посмотрим на отрицательных персонажей, то заметим, что они прорисовываются и прописываются с этаким налётом романтики. Ненавязчиво даётся понять, что они не сами такими стали, а жизнь, обстоятельства их такими сделали. А так вообще они славные ребята или девчата, симпатичные, неглупые, детишек-зверушек любят. Вот и проникается читатель поневоле к ним сочувствием, симпатией, даже оправдать пытается. А авторам только этого и надо: одна из задач таких "произведений" - незаметно менять местами "плюс" и "минус", "хорошо" и "плохо", добро и зло. Менять до тех пор, пока у людей в голове не образуется такая каша, что он перестанет соображать, что происходит. К тому же зачастую в таких книгах даётся этакий "посыл безысходности" - что толку пытаться что-то изменить, когда от меня ничего не зависит?
Но отдельно, особняком стоят книги относительно нового жанра, получившего распространение буквально в последние 10-15 лет. Это книги о "попаданцах". Как вы все прекрасно знаете, в них рассказывается о людях, которые в силу каких-либо обстоятельств (прохождение через временной телепорт, тяжёлое ранение или травма, клиническая смерть и т.п.) оказываются в далёком или не очень прошлом и вынуждены приспосабливаться к тем обстоятельствам, попутно каким-либо образом, коренным или не очень, меняя ход истории. Время, в которое они попадают, в основном связано с войнами, революциями и прочими коренными историческими вехами. Есть даже книги о тех, кто, попав в не такое уж далёкое прошлое, воюют в Афгане или даже предотвращают развал СССР.
Почему подобные произведения завоевали такую популярность? Думаю, дело в том, что человеку, в данном случае читателю, нужны эмоции и впечатления, связанные с великим прошлым их Родины, раз уж они живут в такое время, что хорошего от будущего ждать не приходится. Это, если хотите, "фантастика наизнанку". Если раньше люди грезили будущим, мечтали о межпланетных экспедициях, завоевании Галактики, пусть и сопряжённых с определёнными трудностями и даже опасностями и лишениями, то ныне всё происходит с точностью до наоборот: не можем построить будущее, так давайте хоть прошлое изменим, хоть и понарошку. А, если не изменим, то хотя бы вернёмся в него, хоть и ненадолго. Зачем это нужно? Да затем, что человек либо хочет изменить что-то в прошлой жизни, которая ему не нравится, причём изменить кардинально, т.к. полагает, что таким образом изменилось бы и настоящее - здесь мы имеем изменение или истории в целом или жизни конкретного, отдельно взятого человека и заочной победы над своими комплексами и проблемами; либо он, напротив, ностальгирует по тем годам, когда и он был моложе и здоровее, и деревья были выше, и мороженое вкуснее, и родители живые рядом. В общем, ему хочется убежать от проблем туда, где ему было хорошо. В самом деле, зачем что-то менять сейчас, когда можно, пусть и виртуально, вернуться в прошлое и, таким образом, забыться?
Вот такой обзор у меня получился. А вы что обо всём этом думаете? Подписывайтесь, пишите комментарии и ждите следующих статей!