В 1936 г. в Англии озаботились созданием нового истребителя им стал Спитфайр развивший высокую скорость на испытаниях - 562 км/час, в качестве вооружения у него было 8 пулеметов калибра 7,69-мм. Тогда зачем-то в английских ВВС требовался пулеметный истребитель. Да и была проблема с пулеметами, они не стреляли на высотах от 1200 м. Выяснили, что это замерзали предохранители, пришлось разработать систему их подогрева.
Был и пушечно-пулеметный вариант с четырьмя пулеметами и двумя 20-мм пушками.
Поначалу фонарь кабины был настолько тесен, что пилот с трудом мог повернуть голову, из-за этого сделали фонарь выпуклым.
С модернизацией двигателя росли и характеристики Спитфайра.
Первая версия самолёта имела двигатель Мерлин с 950 л. с. В 1940 г. Выпускается второй вариант самолёта с новым двигателем, на высокооктановом горючем, что улучшило скорость Спитфайра. В декабре 1940 г. в серию идёт самолёт с двигателем мощностью 1470 л. с.
На Спитфайре впоследствии установят рекорд скорости для поршневых самолётов - 0.9 скорости звука.
Для Англии истребитель к тому же вооруженный пушками и пулеметами для боя на больших высотах подходил как нельзя кстати. Выпустили почти 15 000 машин.
В СССР попала сначала разведывательная модификация самолёта, она проявила себя хорошо. На высоте уходила от немецких и советских самолётов. Была легка в управлении, доступна даже лётчикам-новичкам.
Конечно не обошлось без недостатков, в СССР поставили около 2000 самолётов 5 и 9 серии и тут выяснилось, что на малых и средних высотах "пятерка" уступает и немецким Ме-109G серии 2 и 4, и советским истребителям.
В вертикальном маневре преимущества имел "мессер", только на горизонталях Спитфайр мог что-либо противопоставить, но из-за возможного реверса элеронов маневрировать можно было с осторожностью. У "девяток" этот дефект был устранен.
Самолёт ещё и плохо пикировал, медленно разгонялся. Уйти от противника этим методом не получалось.
При покидании машины с трудом открывался фонарь кабины, приходилось возить с собой ломик.
К тому же часть самолётов "пятерок" поставили восстановленных, конечно, они себя хорошо не проявили.
Добавляло неудобств то, что самолёт был приспособлен для работы с бетонных аэродромов, на травяных Спитфайр мог легко клюнуть носом, поэтому на хвост сажали сопровождающего.
"Девятка" почти не воевала, она как и "пятерка" на малых высотах уступала советским самолётам.
Поэтому и начался перевод имевшихся Спитфайров во флот и в части ПВО.