Не по закону, а на практике.
Из магазинов воруют! Да ещё как воруют. И не только у нас. Как говорил капитан Жеглов: " ...у них в Англии не меньше нашего воруют". Действительно по объёму евро-долларовых потерь торговых сетей из-за воровства мы как раз на уровне Англии и Германии.
Так что же, всё украденное в случае, если воришка не пойман, оплачивают торговые сети? В какой-то части - да, сети тратят деньги на профилактику воровства: ставят рамки, вешают на товары разного рода метки (алармы), содержат контролеров… Но все эти расходы, как и ожидаемые потери, включают в наценку.
Выходит, потери от воровства оплачивает добросовестный покупатель? Совершенно верно! Это своеобразный неформальный налог на всех нас.
Но не только. Часть убытка возмещает персонал магазинов, который в нашей стране вынужден заключать коллективный (бригадный) договор, где оговорена материальная ответственность (наследие социализма, притёртое к современной реальности).
Воровал сам или нет, а обязан оплатить часть недостачи, если магазин по итогам инвентаризации не вписался в установленный норматив товарных потерь. Причём в недостаче учитывается товар, украденный неустановленными лицами.
В начале 2000-х годов эти выплаты достигали 2/3 зарплаты. Сегодня процедура стала гуманнее: по закону, удержания из зарплаты не могут превышать 20% месячного начисления. Ну так сети практикуют удержания из премиальных: работники просто лишаются премии частично или полностью.
Но это неправильно! Сотрудник магазина не должен понуждаться к оплате недостачи, если не установлена конкретная его вина. За сохранность товарно-материальных ценностей должна отвечать служба безопасности сети, охранники из ЧОПов. И это давно поняли за рубежом. А мы всё никак не изживем практику недавнего прошлого.
Кто и как ворует и какую торговую наценку мы оплачиваем?
С воровством сложнее всего бороться администрации в крупных розничных сетях. Как было видно из круговой таблицы, часто хищения совершают и сами сотрудники, и служба безопасности, работающая по договору аутсорсинга, и покупатели, или даже поставщики.
А среди покупателей, думаю, понятно, какие категории чаще всего воруют в магазинах: малообеспеченные и находящиеся на пороге отчаяния люди, или потерявшие работу, или трудные подростки.
Но почему же сотрудники предприятия совершают хищения фактически на своем рабочем месте? Ответ не всегда очевиден, но причинами таких поступков часто являются:
- низкая зарплата работников магазинов;
- высокая текучесть кадров в розничной торговле экономически развитых регионов из-за невысоких зарплат в отрасли и притока низкоквалифицированных кадров, без профессионального образования и опыта;
- неоплата сотрудникам магазинов переработок;
- депремирование за невыполнение плана продаж; необязательность индексации зарплат работодателем;
- наказание коллектива за потери - по договору о материальной ответственности.
Если разбираться, то все эти причины имеют социальный характер: низкие зарплаты и регулярное депремирование сотрудников низшего звена в розничной торговле компенсируются “натурой”, полезной в домашнем хозяйстве “расхитителей капиталистической собственности”.
В основном похищаются продукты, алкоголь, хозяйственно-бытовые товары.
Искоренить это позорное явление для российской розничной торговли возможно при следующих условиях:
- достойного уровня зарплаты низшего звена;
- повышение престижа профессии в торговле;
- регулярная индексация зарплаты работников в зависимости от уровня текущей инфляции.
Но бывают и исключительные переборы по объёмам воровства сотрудников компании, которые тут же изменят процентные показатели в круговой таблице.
Так например, Бывший сотрудник сети магазинов DNS Александр Панов попал под суд за хищение 95 000 000 рублей у своего работодателя. Панов в должности руководителя в департаменте маркетинга занимался оценкой эффективности маркетинговых бюджетов. Пользуясь служебным положением, он убедил поставщиков указывать в счетах завышенные цены на услуги и переводить эти деньги компаниям-посредникам, через которые обналичивал деньги.