Вчера я побывала в гостях у подруги, с которой не виделись более полугода. Прикупила торт и за чашкой чая мы разговорились.
Ее дочка лет десять жила в Нью Йорке. И Елена раза два в год летала к ней на другое полушарие. Когда-то Настя выиграла Грин карту и уехала учиться в Америку в Колумбийский университет.
Комнату снимала недалеко от места учебы на Манхеттене у не молодого американца. Ей там очень все нравилось. Девочка была влюблена в Нью-Йорк. Несколько лет назад познакомилась со студентом из Ирана. Там же сыграли скромную свадьбу.
Возвратившись со свадьбы, Елена рассказала мне любопытную историю в загсе. Не смотря на то, что дочь сразу ее предупредила, чтобы ничему не удивлялась и не «глазела» на то, что покажется странным, Елена не удержалась. В загсе они стояли в очереди за интересной парой. В брак вступали двое молодых мужчин.
- Знаешь,- сетовала подруга, - не обидно, если они были бы страшненькими. Но они оба такие красавцы! Неужели им девушек не хватило? Мы порадовались тому, что слава Богу, в России пока создаются традиционные семьи.
С приходом в Белый дом Трампа, у молодого талантливого иранца появились проблемы. Его выслали из страны, как впрочем, и других иностранцев, и молодой паре пришлось поселиться в Канаде, ждать получения канадского гражданства.
По сравнению с Нью Йорком, Оттава, столица Канады, показалась москвичке большой деревней. Ее не устраивал ни климат, отличавшийся влажностью и сильными ветрами, ни сам город, мало похожий, по ее мнению, на столицу. Ну, разве может Оттава сравниться с Нью-Йорком?
Они с ностальгией вспоминали о прежней жизни на Манхеттене, но 45-й президент Америки, так невзлюбивший иранцев, вознамерился переизбраться на второй срок.
Я спросила у Елены, не собирается ли дочка родить ребенка. В ответ услышала то, о чем еще несколько лет назад я даже не подозревала. Так велико было очарование Америкой. Да и не было никогда об этом разговора. Эйфория от жития в Соединенных штатах сменилась разочарованием и прагматизмом.
- Куда рожать? - вопросом на вопрос ответила мне Елена. Квартиры своей нет и в ближайшие годы не предвидится. К тому же, это не Россия, где нам все обязаны. Там никто никому ничем не обязан. Декретных и отпуска после родов, как у нас в России, женщина не получает. Две недели больничного и на работу. Работодатель не обязан сохранять за молодой мамой место. Встанут неизбежно вопросы: с кем оставлять ребенка? Надо будет нанимать няню. А няни, в основном, негритянки. Но терять работу нельзя. Сразу упадет уровень жизни.
Мы продолжили разговор о том, что плохо ценим, то, что имеем в своей стране. Что все познается в сравнении. И Елена рассказала мне об истории Джона, у которого Настя много лет снимала квартиру в Нью Йорке.
После отъезда молодых, Джон решил съехать с Манхеттена. Оказывается, он сдавал им комнату в съемной квартире, которую сам снимал на протяжении очень длительного времени, и хотел найти другую, подешевле. Но, несмотря на то, что человек не глупый , бывший журналист, он поступил опрометчиво. Сначала отказался от старой квартиры, потом занялся поисками новой. В результате потерял хорошую квартиру на Манхеттене и снял за те же деньги не лучший вариант квартиры в какой-то дыре, далеко от центра. Сейчас — он одинокий человек на пенсии. Жизнь не сложилась.
-А почему он не купил квартиру? - спросила я у подруги?
- В молодости его все устраивало, -услышала я в ответ. А когда понял что прежняя жизнь закончилась, был уже пенсионером. Работы и зарплаты не было, накоплений тоже. В кредит не купишь. Жилье очень дорогое. На Западе, не только в США, принято не покупать квартиру, а арендовать. Поэтому очень много бомжей. Они живут в спальных мешках или палатках в парках или под мостом. Их никто не трогает. В этом отношении Америка- очень свободная страна. Никому ни до кого нет дела.
Не далее, как вчера, я наблюдала в нашем метро другую картину: какой-то парень спал, прислонившись к стене. К нему подошел полицейский и разбудил. У нас спать в общественном месте не полагается.
-В общем, мы живем почти при коммунизме,- подытожила я разговор, вспоминая, как несколько лет назад привезла в Барселону друзей и они, походив по супермаркету, где хлеб стоил три евро, сразу прониклись еще большей любовью к России. А Елена добавила.
- Настя хотела раньше купить квартиру на Манхеттене. Даже ходили смотреть дом, но в это время недалеко от их подъезда рядом с колумбийским университетом ограбили и убили молодую студентку. Девочка недавно приехала в Нью Йорк. Радовалась, что поступила в престижный университет и вот такая беда. На Настю это произвело сильное впечатление. Они отказались от покупки квартиры и теперь вообще не знают, что делать. В Канаде не нравится. А Нью Йорк, такой еще любимый недавно, уже стал чужим.