Очень-очень много букв… Поскольку тема выстрадана.
Сразу предыстория, чтобы не было воплей о некомпетентности автора. В 1983г. я закончил Кубанский государственный университет и получил диплом преподавателя географии. Отработал четыре года в школе, затем еще четыре года – в системе внешкольного образования на краевой станции юных туристов. Первая жена – учитель, вторая – воспитатель детского сада. Покойный дед – заслуженный учитель РСФСР, 52 года педагогического стажа. Бабушка – тоже учитель. Мама – преподаватель ПТУ. Воспитал четырех детей, двое – учителя. Внуки сейчас учатся в школе. Ах да, я еще автор учебника «География Краснодарского края». Так что все регалии привел.
Итак, школа. Современная Российская школа.
Современную школу нельзя рассматривать вне ее исторического развития. Не буду углубляться слишком далеко – вернемся к началу ХХ века, чуть больше 100 лет назад. Тогда в школе учились мои деды. Ура-патриоты врут, что Россия начала ХХ века была сплошь безграмотной. После освобождения крестьян в 19 веке, огромная масса народа пошла на нарождающиеся производства. А на производстве кроме грубой физической силы требовалось какое-никакое, а образование. И «проклятые капиталисты» просто вынуждены были открывать учебные заведения прямо при своих фабриках и мануфактурах. И государство так же не отставало. Мой дед, ставший затем учителем, обучался в земском училище. После 16 лет, уже при Советской власти, стал преподавать. Бабушка закончила казачью школу в станице, и до своей смерти могла разговаривать на французском языке и даже помогала внукам с математикой. Дед по отцу закончил коммерческое училище, и всю жизнь затем проработал бухгалтером. Образование в царской России было достаточно узконаправленным, но весьма добротным. В середине 60-х годов ХХ века дедушка давал мне учебники по математике того, царского, времени. Изложение предмета было идеально! Ну просто, что называется, разжевано для весьма слабенького ученика! Учиться по таким учебникам было – одно удовольствие!
После свержения «проклятого царизма» большевикам пришлось налаживать свою систему образования. Но за исключением идеологии, за основу была взята система образования царской России. Школа была поделена на начальную, неполную среднюю и среднюю школы. Время обучения в каждой из этих школ варьировалось в разное время. Но принцип сохранялся. К 90-м годам уже было установлено обязательное неполное среднее образование (8 классов), и среднее образование – 10 классов. Как ни странно, основной набор предметов сохранился с начала 20 века. Тут были математика, физика, химия, литература, русский и иностранный языки, биология, география, история, астрономия. В систему были добавлены уроки труда (чуть ранее они назывались домоводством у девочек), конечно же – НВП (начальная военная подготовка), физкультура, пение, рисование, обществоведение.
Но уже к 60-м годам такой подход к образованию изжил себя. Я говорю это со слов своего ныне покойного деда. Я пошел в школу в 1968-м году (тогда, кстати, еще писали перьями, хотя автоматические чернильные ручки уже были, а чуть позже появились и шариковые!). И я могу достаточно объективно оценить знания, которые нам давали в советской школе.
Вот мой аттестат – тогда уже не было серебряных медалей, а до золотой я чуток не дотянул. Так вот, могу честно сказать, что физику и иностранный я знал строго на «два», а химию – от силы на трояк. Тем не менее у меня по ним «пятерки» - это тогда называлось процентоманией; не мог ученик, у которого по большинству предметов пятерки, получать плохие отметки по оставшимся двум-трем предметам!
Смерть Брежнева, «гонки на катафалках» и перестройку Горбачева я встречал уже в ранге учителя географии средней школы. Предметы и методика их преподавания были все те же, что и в моем школьном детстве; некоторые учебники даже были все такими же, просто переиздавались. И тут грянули 90-е, распад СССР и полнейший кавардак. Но в этом кавардаке начинала вызревать новая школа. С «проклятого запада» потянулись новые идеи и подходы. В то время я был тесно знаком с директором школы № 25 Краснодара – Бурняшовым Борисом Анатольевичем. Пользуясь всеобщим пофигизмом, он «приволок» в свою школу массу наработок западных педагогов. И это дало прекрасные результаты! За десять лет была выпущена масса талантливых учеников, многие из которых до сих пор работают и у нас на высокооплачиваемых должностях, и за границей, и даже преподают в западных университетах. Поскольку именно Бурняшов был инициатором побратимской эпопеи между немецким Карсруэ и Краснодаром, то масса его выпускников работает сейчас в Германии. В те же годы в школе № 54 Немешева Зефир Ибрагимовна на гранты проклинаемого ныне Сорроса внедряла новаторские подходы в образовании – и тоже успешно. Да и по всей стране началось оживление в учебной деятельности – денег не было, но учителя, тем не менее, работали не за страх, а за совесть.
Наступили «благословенные нулевые». И тут уже Путин и Ко вдруг поняли, что такой «разброд и шатание» в образовании никуда не годятся! Поскольку такое образование воспитывало не просто образованного человека, но еще и человека со своим мнением! А такое никак не вписывалось в путинскую парадигму власти! Это было,строго говоря, опасно! И потому всякие новации в школе стали быстренько сворачивать… Труднее всего поначалу было ликвидировать множественность программ и учебников. Поскольку западные учебники по мнению нового чиновничества не отвечали требованиям «особенного пути России», то был призыв к собственным авторам. А кто такие современные авторы учебников? Да воспитанники старой советской школы, которые принялись неудачно перелицовывать советское наследие.
А затем ввели ЕГ, ОГЭ и прочее г… Кстати, я совсем не против ЕГ! ЕГ содрали с западных стандартов образования. И это – правильно. Вспомните, как сдавали экзамены в 10-м классе советской школы! Сначала сдавали шесть обязательных экзаменов в школе, получали аттестат, а затем сдавали четыре вступительных экзамена в ВУЗ! Т.е. с одной стороны выпускники должны были трястись три месяца, сдавая две серии экзаменов, а с другой стороны – была дикая коррупция при поступлении в ВУЗЫ! Да-да, в СССР КОРРУПЦИЯ БЫЛА! И в ВУЗах это отчетливо прослеживалось! В школе – редко. А нынче ЕГ снизило коррупцию как минимум вдвое. Правда воплощение в жизнь – чисто сталинское. Невозможно на Западе представить, что во время сдачи экзаменов у учеников забирают все, что можно, задействована полиция, глушилки, видеонаблюдение! Хорошо еще на входе в аудитории не дежурят гинекологи и проктологи!
Мало того, программу средней школы нашпиговали массой ненужной белиберды. Чего стоят регионоведение, религиеведение, введение проектов! И т.д и т.п! Дальше – больше! Ввели 11-летнее ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ образование! Т.е. по идее теперь даже дворником не возьмут работать, если нет аттестата о среднем образовании! Спохватились, когда остро не стало хватать работников в среднем звене, где востребованы рабочие профессии. Кое-как стали развивать колледжи (чем плохо название ПТУ или техникум?). Но и здесь без среднего образования – не моги! Подсмотрев у наших западных «врагов», ввели в школы инклюзию! Только вот на Западе инклюзивное образование имеет долгую историю, и отработано до мелочей. А у нас детей с отклонениями вводят в обыкновенные детские коллективы с обыкновенными, не подготовленными, педагогами!
И что получается? А получается, что все наши дети заканчивают среднюю школу строго в 18 лет! При этом ребята чуть ли не с выпускного отправляются в армию, а девушки – в ЗАГС (конечно, не везде, но я живу на юге!). И это при всем том, что путиночиновники вопят, что в стране мало трудовых кадров! Так давайте сделаем образование 20-ти летним! А что, введем путиноведение, набиуллинскую экономику, мишустинские чтения, добавим ЕГ по вставанию с колен…
А на самом деле – идиотизм. Я посчитал обязательные часы по таким предметам, как рисование, физкультура, музыка, труды (пардон, технология!), ОБЖ, религиеведение, регионоведение, ПИД (проектно-исследовательская деятельность, как вам!), и оказалось, что они занимают ПОЛТОРА учебных года!!!!
Я – совсем не против физкультуры или рисования! Нет! И не призываю сокращать финансирование этих направлений! Но отдайте это на внешкольную деятельность!!! Если ученик по физическим показателям не может ходить на физкультуру – пусть ходит в секции для таких же как он! Пусть желающие рисовать ходят в художественные школы и кружки! Есть же и музыкальные школы, и спортивные секции! Да и ушибленные на голову могут ходить в церковь – никто не запрещает! Но зачем это все В ШКОЛЕ???? Оставьте школе образование по основным предметам, и сократите время обучения хотя бы до 10-ти лет!
В стране – жуткий дефицит молодых кадров. Не загоняйте молодежь в бессмысленную зубрежку! Те, кто родился «со звездочкой во лбу», получат образование даже вопреки нашим министрам и их планам! А кому оно не нужно – не стоит пинать! К тому же, кроме дефицита молодежи, в стране жуткий дефицит и учителей, и собственно школ!
Еще один постулат ура-патриотов. Они вспоминают, каким классным было советское образование. Мол Запад гонялся за советскими специалистами! Да ничего подобного! Запад действительно переманивал узких специалистов, которые работали в основном в оборонке! Таких людей были ЕДИНИЦЫ! Остальные советские специалисты нафиг не нужны на Западе. Ни врачи, ни учителя, ни инженеры! Сейчас путинофилы поют ту же песню. ААААА!!! Мы учим молодежь, а мозги утекают к проклятым капиталистам! И тут же приведут примеры айти- специалистов, работающих в Силиконовой Долине! Да, работают. Но опять же -ЕДИНИЦЫ! Если сравнивать с теми же индусами, русские в западных корпорациях – капля в море!
Что обеспечивает современная российская школа? Тупость и серость! Кроме всего прочего, школа стала, как и в сталинское время, идеологическим придатком. Выращено целое, плохо образованное, поколение, которому в голову вбивается непогрешимость Вождя. И, как ни прискорбно, это работает!
А что думаете вы по этому поводу?
Подписывайтесь, и ставьте лайки!