Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев нанес двухдневный визит в Катар.
В столице этой аравийской монархии он провел переговоры с коллегами по должностному статусу, а также встретился с главой правительства и был принят эмиром. Передал самые теплые приветствия от Владимира Путина, выразил надежду на скорейшую встречу глав двух государств. Подписал соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, обсудил проблему международного терроризма, угрозу киберпреступлений и вопросы экономической безопасности двух государств. Еще обсудил тему подготовки к чемпионату мира по футболу в Катаре с учетом недавнего российского опыта. Все, так сказать, по служебному профилю высокопоставленного визитера. Да, упоминались также вопросы «экономического сотрудничества... взаимодействии России и Катара в рамках международных объединений и форумов».
Однако с учетом реального статуса Николая Патрушева в иерархии российской власти не лишены основания предположения о том, что в Дохе он мог обсуждать и другие темы, которые выходят за рамки формальных полномочий секретаря Совбеза. Упомянутое экономическое взаимодействие как бы выходит за эти рамки. Вот, например, незадолго до поездки Патрушева российский посол в Катаре Нурмахмад Холов отмечал, что Москва и Доха намерены укреплять сотрудничество в нефтегазовой сфере. Он подчеркивал, что обе страны заинтересованы в расширении «сферы применения природного газа, его наиболее эффективной утилизации» и ведут поиск новых рынков сбыта, а также способы его использования, например, в качестве газомоторного топлива. Вроде бы совпадение.
Среди прочих совпадений по времени:
- наступление сирийских правительственных войск в провинциях Идлиб и Алеппо и безрезультатные многораундовые переговоры Турции и России в связи с этой военной акцией
- одна из ливийских противоборствующих сторон во главе с Халифой Хафтаром объявила о том, что она вблизи Триполи потопила турецкое судно, перевозившее оружие; глава противоборствующей группировки, поддерживаемый Турцией и Катаром, Файез Саррадж заявил о выходе из режима перемирия
- визит министров Сергея Лаврова и Сергея Шойгу в Италию с акцентом на обсуждении проблемы Ливии и последующая встреча Шойгу с лидером одной из ливийских противоборствующих сторон Халифой Хафтаром
- в ближневосточных СМИ растиражировано сообщение о том, что глава египетской разведки Аббас Камель недавно совершил экстренный вояж по странам Ближнего Востока и Северной Африки и провел переговоры о дальнейшем коллективном противодействии Турции в «арабском регионе», включая Ливию и Сирию; достигнута договоренность многосторонней оперативной группы с представителями высокого уровня от стран, готовых бороться против планов Турции
Любопытно, но визит Патрушева не получил широкого освещения. В англоязычных источниках информации Катара (а это, между прочим, и мощная мировая телекомпания «Аль-Джазира») и его арабских соседей, и в мировых СМИ об этом вояже практически ничего.
Между тем, Николай Патрушев известен тем, что он курирует некие избранные темы во внешней политике России. Например, отношения с Южной Кореей — это к нему, а не к Лаврову. Или взаимодействие с американскими спецслужбами. Если надо публично расплеваться с американцами, то для этого у него есть уполномоченный зам Рашид Нургалиев, а если позитивно о сотрудничестве — то это уже сам Патрушев.
Так что визит главы российского Совбеза в Катар — это явно не просто поговорить по техническим вопросам безопасности. Если отталкиваться от официального упоминания о взаимодействии России и Катара в рамках международных объединений и форумов, то сразу возникает Форум стран — экспортеров газа, в котором участвуют Россия с Катаром, а также Иран. Объединение не оформлено по модели ОПЕК. Заявленная было идея картелизации этого сообщества нарвалась на сопротивление как США, так и Европы. Учреждение форума было активно поддержано Владимиром Путиным. Рассечение рынка производителей газа на две основные группировки сложилось.
В свою очередь катарский эмир высказывался в поддержку ближневосточной политики Путина, хотя на полях боевых действий в Сирии стороны поддерживали противоборствующие группировки.
Россия и Катар активно развивают сотрудничество в таких сферах, как энергетика, инвестиции, строительство, промышленность, сельское хозяйство. Катар является крупнейшим инвестором в российскую экономику среди всех арабских государств Персидского залива, объем его капиталовложений в Россию составляет 2,5 млрд долларов. Забыты прежние обиды, связанные, например, с ликвидацией российскими службами в Катаре бывшего лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева.
Между тем ваххабитский Катар находится не первый год в режиме жесткой дипломатической экономической конфронтации со своими ваххабистскими же соседями-братьями — Саудовской Аравией, а также с Объединенными Арабскими Эмиратами и Египтом.
На этой почве Катар не чужд улучшения отношений с Ираном и сдружился с Турцией, в ряде случаев (например, в Ливии) выступая конспонсором турецких внешнеполитических проектов с военным оттенком. Под это дело Турция даже разместила военный гарнизон в Катаре, намереваясь расширить его до серьезной военной базы.
Стоит напомнить, что недавно президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси вновь заявил, что политика Египта, Саудовской Аравии и их союзников в отношении Катара остается неизменной.
В эти дни в сирийской провинции Идлиб среди прочего российские бомбардировщики наносят удары и по протурецким боевикам, и по боевикам, спонсируемым Катаром. И одновременно ведет интенсивный переговорный процесс и с Турцией, и с Катаром.
А ранее, после того как в недавнем прошлом саудовская ПВО пропустила ракетный удар по объектам своей нефтяной отрасли, но не согласилась на российское предложение приобрести ракетные комплексы С-400, такие же С-400 были предложены Катару. С учетом того, что в Катаре дислоцирован штаб Центрального командования вооруженных сил США, это была бы оригинальная сделка — американские войска в зоне прикрытия комплексом ПРО российского производства.
Впрочем, перспектива ухода США из этого региона уже не представляется беспочвенной фантастикой. На экспертном уровне в самих Штатах это уже не табу, даже заговорили о постамериканском Ближнем Востоке.
Тогда почему бы Патрушеву и не съездить в Катар?