Найти тему
#господинхороший

Франц Рубо: как француз в Германии русскую доблесть увековечил!

Речь пойдет о славной и трагической судьбе создателя трех (!!!) знаменитых художественных панорам, связанных с главными историческими моментами Российской империи в XIX веке – Бородино, Севастополь и Кавказ. Его глазами и талантом мы увидели доблестных защитников Севастополя, несгибаемых солдат Бородино и отчаянных воинов Кавказской войны.

Но начнем по порядку.

15 июня 1856 года в Одессе в многодетной семье уроженцев Марселя родился сын – Франц Алексеевич Рубо. Его отец Oноре Фортуна Алексис Рубо занимался книготорговлей, а мать, Мадлен Рубо, продавала свои платья на Дерибасовской и Ришельевской улицах, а потом и вовсе открыла свой дом моделей.

К счастью, родители обратили внимание, что у сына склонность к рисованию и определили его в Одесскую школу рисования и черчения. После школы Франц в 1877 году поступает в Баварскую королевскую Академию художеств в Мюнхене, где обучается у лучших художников того времени – мастеров исторической живописи. Мюнхен становится для него на годы любимым городом. Отсюда Франц Рубо часто приезжает в Россию, путешествует по Украине, Кавказу и Средней Азии.

Француз по происхождению, получивший немецкое образование влюбляется в Кавказ, который становится одной из самых любимых тем художника. И не случайно, в 1886 году для «Храма Славы» в Тифлисе он получает заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн. А в скорости родился замысел панорамы «Штурм аула Ахульго», которая и была создана в 1889-1891 годы.

«Штурм аула Ахульго»
«Штурм аула Ахульго»

Сам художник, потратил на создание панорамы 35 тысяч рублей. Он обращается к Николаю II с просьбой приобрести ее у него за 15 тысяч.

"Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. рублей" - Франс Рубо

Панорама приобретается Военным министерством в 1897 году для Тифлиса.За неё он в Мюнхене в Баварской академии художеств получил почётное звание профессора, а также был награждён орденом Святого Михаила. На Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке в 1896 году для этой панорамы был даже выстроен специальный павильон.

После революции панорама хранилась в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, где пострадала во время наводнения. В ужасающем состоянии её передают в 1928 году в Дагестанский краеведческий музей. В настоящее время фрагменты панорамы «Штурм аула Ахульго» (три фрагмента общей площадью примерно 30 м2) хранятся в Махачкале.

В Мюнхене у художника рождается замысел воскресить на полотнах героическое прошлое русского народа. В 1901 году он получает от комитета по увековечению памяти о героической обороне Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов официальный заказ на создание крупномасштабной панорамы.

Франц Рубо отправляется в Крым, посещает места, связанные с обороной, делает эскизы, досконально изучает местность, документы истории, воспоминания участников севастопольского сражения 6 июня 1855 года. По возвращению в Баварию начинается воплощение замыслов. Холст для панорамы – 14 м×115 м – специально выткан в Бельгии.

«Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя не имела себе предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым» – Франс Рубо.

Совместно с Францем Рубо два года над созданием панорамы работают известные немецкие художники , – Карл Беккер (1862-1934); Карл Кер (1866-1919), Фридрих Каллморген (1856-1924); Петер Мюллер (1866-1949), Майкл Димер (1867-1939), Kaрл Фрош (1846-1931), Оскар Мерте (1872-1938), а также студенты из Баварской Академии художеств.

В 1904 году панорама «Оборона Севастополя» готова, и ее доставляют в Крым. 14 мая 1905 года проходит её торжественно открытие в специально для нее возведенном здании по проекту военного инженера Фридриха-Оскара Энберга (кстати, автора Памятника затопленным кораблям).

Фридрих Оскар Энберг (1859-1937)
Фридрих Оскар Энберг (1859-1937)

https://zen.yandex.ru/media/id/5e209f76dddaf400b2811d3a/vyshel-kolokol-iz-tumana-5e47ff60a5d3230c1ce76439

На огромном полотне запечатлён штурм города 6 июня 1855 года.

Франц Рубо приобретает огромную популярность и авторитет. Его высоко ценят в Германии и России. награждают четырьмя престижными орденами, а его творчество отмечено в Мюнхене, Берлине, Чикаго, Мадриде, Барселоне и Петербурге семью золотыми серебряными и бронзовыми медалями.

В 1912 году, после открытия в Москве панорамы «Бородинская битва» он уезжает в Мюнхен, и после начавшейся Первой мировой войны и Гражданской войны в России остается в Баварии до конца жизни.

Франц Рубо умирает 11 марта 1928 года в Мюнхене. Местом упокоения становится могила его дочери Анны на кладбище монастырского острова Фрауэнинзель.

По признанию Сильвии Рубо, его внучки, он, живя в Баварии, «считал первой своей родиной Россию» и всегда ощущал связь с этой страной. А созданные им монументальные работы о России «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».

«…Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я исключительно пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником» – Франц Рубо.

P.S. 25 июля 1942 года перед захватом немцами Крыма в здание панорамы «Оборона Севастополя» попала бомба и оно загорелось. Спасаю панораму, ее разрезали на 86 кусков и вывезли на военном корабле. После войны все части были возвращены в Севастополь и вновь соединены. Но об этом можно рассказать отдельную историю.