Найти тему
FMG Group

Покупать имущество банкротов с торгов станет удобнее

Имущество банкротов на торгах продают значительно дешевле реальной цены, но из-за сложности процедуры люди редко пользуются такой возможностью.

Чтобы поучаствовать в торгах, нужно получить электронную подпись и внести задаток в 10%, который потом будет несколько недель заморожен. Желающих немного. В результате страдают кредиторы, которые по итогам банкротства должника-физлица получают только 3,5% долга, а после банкротства компании — меньше 5%.

Минэкономразвития хочет реформировать институт банкротства и сделать его эффективнее. Реформа будет комплексной. «Лоскутно мы не добьемся результата», — пояснил замглавы ведомства Илья Торосов. Законопроект уже готов и проходит процедуры согласования.

Для начала решено запустить специальный маркетплейс. На электронной площадке, как на «Яндекс.Маркете», можно будет отфильтровать лоты по разным критериям и выбрать что-то подходящее, тем более, что информация будет доступна еще до начала торгов. Туда будут стекаться сведения со всех торговых площадок.

Сейчас, чтобы недорого разжиться имуществом банкротов, нужно обратиться к услугам любой из 48 специальных платформ. Спрос на лоты низкий, конкуренции никакой, всё может тянуться месяцами. Реальные покупатели появляются к третьим-четвертым торгам, когда дисконт доходит до 60-70%. Всё это время деньги из имущества банкротов тратятся на организацию торгов. Чтобы такого не было, МЭР предлагает принцип голландского аукциона, когда в отсутствие желающих торги сразу идут на понижение. Подробнее об этом мы рассказывали здесь. При этом количество аккредитованных площадок министерство предлагает уменьшить до восьми.

В ФНС считают, что процедура банкротства в России используется в основном только для списания долгов: люди и компании понимают, что можно занять, а потом не платить, и интересы кредиторов соблюсти не удается. Налоговая подозревает, что компании хитрят с торгами и делают так, чтобы имущество через подставных лиц задешево снова вернулось к бенефициарам. Идеальная схема: долги списаны, а имущество сохранено. Новые механизмы торгов и маркетплейс должны помочь исправить ситуацию и сделать процедуру более прозрачной.

Ещё МЭР хочет упразднить процедуру наблюдения, чтобы ускорить конкурсные производства, оставив лишь реабилитационные процедуры. Они, напомним, в России применяются очень редко. В 2019 году процедуру финансового оздоровления и внешнего управления ввели в 228 случаях банкротств. Чаще всего компании просто ликвидируют.