Найти в Дзене
aeru

Наш "Пришелец" против их "Марсианина": так ли он плох

Мэтт Деймон, Александр Куликов - кадры из фильмов Марсианин и Пришелец
Мэтт Деймон, Александр Куликов - кадры из фильмов Марсианин и Пришелец

Все, кому интересно, в курсе скандала, связанного с "кражей" российского сценария фильма под рабочим названием Марсианин и превращением его в американского Марсианина путем заговора кинематографистов и писателя Энди Уира. Который, случайно прочитав разосланный по киностудиям сценарий нашего фильма, быстренько накатал обширную книгу и отдал ее в кинопроизводство в качестве литературного источника.

Тогда я была заинтригована, но делать выводы, кто на самом деле у кого что стащил, не хотелось. Настолько мне понравились и книга, и фильм с Деймоном.

кадр из фильма Пришелец
кадр из фильма Пришелец

Вскоре все-таки вышел наш фильм, по ходу спешно переделанный в несколько иную историю. Прослышав про его низкие рейтинги, я не стала его искать и смотреть, но вот сегодня случайно наткнулась на показ по тв и задержалась у экрана - с чисто культурологическим, так сказать, интересом.

постер к фильму Пришелец
постер к фильму Пришелец

Пришелец
2018, режиссер Александр Куликов

Начало сюжета очень похоже, хотя безусловно вполне могло прийти в голову одновременно не одному человеку. Интерес к красной планете, ее относительная близость к нашей, условно возможная на ней выживаемость, загадочность пейзажей - все на это работает.

Организованная космическая экспедиция на Марс терпит крах ввиду внезапного стихийного бедствия. Но на планете оказывается единственный член экипажа и обосновывается там выживать с помощью имеющихся средств, недостаточных для долгого пребывания. Это означает, что если задержать спасение, то очень быстро оно просто не понадобится.

кадр из фильма Пришелец
кадр из фильма Пришелец

А дальше мы разъезжаемся в сюжетной линии с американцами.

Узнав о том, что их Уотни жив, они начинают прикидывать, что можно сделать, и самый доступный вариант - вернуть улетевшую от него команду. Это рискованно тем, что на всю команду не хватит жизнеобеспечения, и возможны человеческие потери. И команда принимает это решение, сознательно идя на риск, чтобы исправить свою ошибку.

Что же делают российские специалисты? Спонсоры экспедиции - в их главе оказывается могущественный бизнесмен, желающий баллотироваться в президенты - решают устроить реалити-шоу с человеком на Марсе. Со всеми вытекающими. Запуск линии одежды, реклама кандидата, детские развлекательно-познавательные сеансы... Чтобы заработать на спасательную экспедицию. Которую (спойлер) никто посылать в итоге не собирался.

кадр из фильма Пришелец
кадр из фильма Пришелец

А дальше, дальше... бодренького и продажного шоумена (Г. Сиятвинда) компьютерные технологии превращают в космонавта Чапаева (А. Куликов), и можно уже без оригинала обойтись.

Случайный сбой раскрывает этот секрет, и вот уже центр управления полетом, до тех пор захваченный телевизионщиками, оцеплен силовыми структурами.

В итоге "марсианин" Чапаев остается наедине с собой. А был ли Чапаев?

Наши кинематографисты сняли острую сатиру на наше современное общество. В котором правят бал реалити- и ток-шоу с кривлянием ведущих и искажением правды в угоду бизнесу. Малая часть честных людей не решает ничего. Государство устранилось от помощи маленькому человечку на далекой планете.

кадр из фильма Пришелец
кадр из фильма Пришелец

Все очень реально выглядит - в принципе. Хотя очень уж в лоб.
Но почему так хотелось помыть руки после этого фильма? Хотелось выключить телевизор еще в самом начале, когда Сиятвинда, приплясывая, орал, что Марс - это скучно, а давайте что-нибудь погорячее придумаем. Когда он, помахивая белым плащиком, искрометно вел "скучное" шоу, а на том конце моста сидел
усталый человек, понимающий, что если он не будет кривляться так же, его там бросят.

В то время как их Марсианин заставляет зрителей чувствовать единение всей планеты, пытающейся общими усилиями вызволить одного маленького человека, переживать и даже уронить слезу вместе с командиром, когда она внезапно поняла, что виновата.
Да, пафос, но и юмор, и добрая ирония, и даже если в этом посыле можно усмотреть некую фальшь, все равно хочется верить в хорошее.
И в то время, как Уотни с максимально возможным хладнокровием и шуточками выстраивает стратегии и исследует все что может, наш Чапаев забивает на Марс как таковой, вязнет в одиночестве, сдается на милость обстоятельств.

Конечно, есть в нашем фильме и рациональное зерно.
И он останется памятником тому, кто сыграл Чапаева и поставил фильм. Неплохим, в сущности. Хотя немного спорным и местами нелепым.

Александр Куликов. Режиссер и исполнитель главной роли
Александр Куликов. Режиссер и исполнитель главной роли

********

Также: о фильме Марсианин в подборке красивых фантастических фильмов.

А вы видели этот фильм? Какие мысли по поводу?

Рассказывайте, подписывайтесь и приходите еще.