Найти тему
ПсиТекЭволюция

Мышление переговорщика

Оглавление

Переговоры – это стратегические игры

Unsplash. Maarten van den Heuvel
Unsplash. Maarten van den Heuvel

Аналогия абсолютно прямая, однако давайте разберем суть идеи на нескольких примерах.

В стратегических играх, например, в Starcraft, есть понятие макро-циклов, описывающих набор действий, которые игрок выполняет по кругу на протяжении всей игры до достижения победы. Эти действия обеспечивают постоянное производство ресурсов, разработку усовершенствований, разведку, контроль войск в ходе перемещений и стычек с противником. Побеждает тот, кто без сбоев выполняет достаточное количество макро-циклов.

-2

В самом начале игры цикл очень простой: отправить рабочих добывать ресурсы, заказать тренировку рабочих, проверить наличие ресурсов, построить базовое здание, заказать новых рабочих, построить следующее задание и так далее. С течением игры цикл усложняется и обрастает новыми действиями.

Покер – пример другой стратегической игры, где цикл действий почти не меняется с течением игры, так как в ней очень короткие раунды.

-3

На примере техасского холдема можно описать его так:

  1. Оценить силу карту, что мне раздали.
  2. Определить свою позицию за игровым столом (чья очередь ходить?).
  3. Оценить силу моих карт относительно стилей других игроков за столом.
  4. Выбрать поведение: бездействовать, сделать ставку, уравнять ставку, скинуть карты, повысить предыдущую ставку.
  5. Вскрыться (финал игры) или дождаться открытия следующих карт.
  6. Повторить цикл.

Цикл мышления переговорщика

Деловые переговоры, как и любая коммуникация, тоже имеют свой цикл. Он начинает разворачиваться в момент, когда мы только начинаем думать целях предстоящих переговоров. Затем в ходе самой беседы с партнёром или оппонентом первичный цикл сворачивается на бессознательный уровень и работает фоном.

Модель, которая иллюстрирует данный цикл, я назвал «Куб переговорщика».

-4

  1. Квадрант «Я»: Кто я? Чего я хочу? Какие у меня ресурсы? Какая у меня позиция? Нужно ли ее скорректировать?
  2. Квадрант «ОН»: С кем я веду переговоры? Чего он хочет? Какая у него позиция? Какое последнее действие совершил оппонент? Как он отреагировал на меня?
  3. Квадрант «МЫ/ОНИ»: Куда мы движемся? Каков сценарий? Есть ли у нас общие цели?
  4. Квадрант «ОНО»: Каким действием вызвать следующую реакцию оппонента?

Это четыре группы вопросов, над которыми нужно хорошо подумать перед переговорами. Чем более развернутые ответы вы будете давать, тем более уверенно будете себя чувствовать.

-5

В процессе самого диалога, конечно, мы не отвечаем на эти вопросы развернутыми размышлениями в уме, иначе это потребует длинных пауз, что было бы странно. Данный процесс обычно происходит бессознательно и лишь частично просачивается в процесс осознанного мышления. Вместе с тем профессиональные переговорщики могут его четко осознавать и направлять.

Скорее всего, вы замечали, что во время торга, обсуждений, споров, конфликтов и важных разговоров в уме могут очень быстро сменяться ответы на обозначенные выше вопросы. Один аргумент оппонента может изменить вашу цель или заставить отреагировать определенным образом.

Как готовиться к переговорам?

Чтобы повысить свою эффективность в переговорах, необходимо научить мозг легко перемещаться по указанным квадрантам переговорщика. Это достижимо при регулярной практике самоанализа по модели «Куб переговорщика» перед переговорам или после них.

-6

Качественные размышления над указанными вопросами потребуют «форм для заполнения», которыми являются разные модели, разработанные психологами и бизнес-тренерами. Каждую из них можно преобразовать в чек-лист. Что же можно отнести к ключевому инструментарию для работы в каждом квадранте?

Квадрант «Я» – Кто я и чего хочу?

  • Постановка целей по технологиям SMART или ХСР (хорошо сформулированный результат).
  • SWOT-анализ, контрастный анализ.
  • Анализ архетипов по модели «Октагон».
  • Формулирование переговорной позиции.

Квадрант «ОН» – Кто он и чего хочет?

  • Психологический профайлинг: модель «Октагон», метапрограммы, соционика, калибровка эмоций и т.д.
  • Анализ аккаунтов социальных сетей.
  • Сбор мнений от друзей и партнеров.
  • Анализ информации в свободных источниках: интервью, статьи, публикации и т.д.

Квадрант «МЫ» – Что нас связывает?

  • Системный анализ коммуникации.
  • Стратегический анализ позиций и целей оппонентов.
  • Сценарный анализ коммуникации.
  • Теория игр и комбинаторный анализ.

Квадрант «ОНО» – Что предпринять?

  • Приемы убеждения: раскрутки, речевые пресуппозиции, модель «спин-продажи», алгоритмы презентаций, скрипты, метамодель и т.д.
  • Китайские стратагемы.
  • Приемы управления эмоциями.

Многие из указанных инструментов можно найти в интернете, книгах и статьях. В своих последующих текстах я буду частями описывать отдельные из них.

_______________________________________________________________

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Заинтересовало? Оставляйте комментарии и вопросы.

Хотите оставаться в контакте? Заходите в мой инстаграм.

Больше заметок в телегам-канале "Психотропные лайфхаки".

Приходите обучаться на курс "Октагон переговорщика".