Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Что означают конституционные изменения для российской системы управления запуском ядерного оружия?

В течение многих лет западные аналитики размышляли о будущем российского политического руководства после 2024-го года, когда Владимир Путин будет конституционно уполномочен освободить президентский пост. Во время ежегодного послания Путина о состоянии нации, наконец, было получено первое представление о том, чего ожидать.

Вместо нынешнего высокоцентрализованного президентства в рамках предлагаемых изменений власть президента будет несколько уменьшена, а власть премьер-министра, а также Думы и Совета Федерации (нижней и верхней палат парламента) – увеличена, что обеспечит систему из нескольких относительно сбалансированных государственных образований, ни одно из которых теоретически не является достаточно сильным, чтобы одолеть другие. Путин, скорее всего, останется на вершине пирамиды в новой роли «отца нации» (в качестве главы вновь уполномоченного государственного совета или, возможно, в совершенно другой роли). Эта новая система позволит ему сохранить власть после 2024-го года и станет сигналом самого резкого изменения российской конституционной власти с момента принятия документа в 1993-м году.

Однако этот сдвиг власти создает ряд сложностей для российской системы управления ядерными пусками. В соответствии со статьей 87.1 Конституции РФ президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами, а закон «Об обороне» гласит, что Верховный Главнокомандующий является высшим органом власти по всем вопросам, связанным с ядерным оружием. Кроме того, действующая российская военная доктрина гласит, что «решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации». Для этого у президента есть портфель «Чегет», который позволяет президенту отслеживать стратегические кризисы и передавать решения ядерного командования через командно-диспетчерскую сеть «Казбек», используя систему специальной связи «Кавказ».

Среди западных военных экспертов, широко распространено мнение, что кроме президента министр обороны, и начальник Генерального штаба также обладают портфелями «Чегет», хотя окончательные полномочия по запуску принадлежат президенту. Учитывая огромную секретность, окружающую российскую систему управления запусками ядерных ракет, эти дополнительные портфели представляют собой некоторую загадку. Не исключено, что дополнительные два портфеля могли бы выступить в качестве формы подтверждения или проверки решения президента о ядерном запуске.

Однако, учитывая, что ни министр обороны, ни начальник Генерального штаба конституционно или доктринально не назначены в качестве лиц, принимающих ядерные решения, представляется более вероятным, что их портфели будут функционировать в качестве (потенциально необходимых) звеньев в цепи командования, которая будет использоваться для передачи президентского приказа о ядерном запуске соответствующим подразделениям по запуску и хранению ядерных боеголовок.

Интересно, что премьер-министр, по-видимому, не имеет полномочий на принятие ядерных решений и не обладает портфелем «Чегета». Это странно, учитывая тот факт, что в соответствии с Конституцией, если президент недееспособен, то премьер-министр принимает на себя все президентские обязанности, которые предположительно включают полномочия по запуску ядерного оружия. Очевидное отсутствие премьер-министра в ядерной цепочке командования наводит на вопрос, выделенный Джеффри Льюисом и Бруно Тертрейсом в их недавнем обзоре полномочий по ядерному запуску: – «Когда Дмитрий Медведев занимал пост президента в 2008-12-хх годах, а Владимир Путин был премьер-министром, был ли Медведев уполномочен использовать ядерное оружие без одобрения Путина?».

Западные наблюдатели не знают ответа на этот вопрос, но он имеет существенные последствия для предлагаемых Путиным конституционных изменений. Если Путин чувствовал себя комфортно, будучи формально отстраненным от ядерной цепочки командования на эти четыре года, когда он был в должности премьер-министра, он мог бы также чувствовать себя комфортно, будучи отстраненным от цепочки командования ядерными системами и после того, как он освободит президентское кресло. Если это так, то нынешняя система ядерного командования может сохраниться даже после пересмотра Конституции, и Путину придется поверить, что его преемник на посту президента неофициально будет следовать его указаниям в ядерной политике.

Однако также возможно, хотя и маловероятно, в зависимости от оценки намерений Путина, что конечная власть над ядерными запусками последует за Путиным, куда бы он ни пошел. Это означало бы, что в случае принятия предлагаемых конституционных изменений необходимо будет также пересмотреть порядок подчинения и связанные с ним законы, чтобы отразить новую позицию Путина.

Согласно законопроекту, внесенному в российский парламент, предлагаемые изменения позволят конституционно наделить Госсовет полномочиями по определению «основных направлений внутренней и внешней политики». За неимением более подробной информации, неясно, будет ли это включать полномочия по ядерному запуску. Однако, если Путин станет главой Госсовета, как предсказывают некоторые аналитики, возможно, что военная доктрина будет пересмотрена, чтобы наделить его, а не президента, полномочиями окончательного лица, принимающего ядерные решения. Если это так, то президентский «Чегет» либо будет переведен на новую должность Путина, либо России придется развернуть четвертый портфель.

Это было бы интересным развитием событий, поскольку Путин дополнительно отметил в своем выступлении, что президент все еще должен отвечать за российских военных. Если бы президент остался главнокомандующим, но контроль над ядерным оружием перешел от президентства к новой должности Путина, это означало бы новый прецедент в ядерной политике: впервые главнокомандующий ядерным государством не был бы также и конечным лицом, принимающим ядерные решения (единственное исключение из этого правила – Великобритания, где королева технически является главнокомандующим, однако и вооруженными силами, и атомными подводными лодками «Трайдент» де-факто командует премьер-министр).

Ситуация в России меняется довольно быстро, и, не имея более подробной информации о том, как Путин намерен определить баланс сил внутри страны после 2024-го года, можно только гадать о том, как будут развиваться полномочия по ядерному запуску в условиях этих новых конституционных изменений. Но если Путин не решит объявить себя «пожизненным президентом» а-ля Си Цзиньпин, у него не будет иного выбора, кроме как пересмотреть полномочия России по ядерному запуску, если он намерен держать палец на ядерной кнопке.

Мэтт Корда