19 февраля 1993 года постановлением Владимирского областного суда реабилитирован знаменитый владимирский фотограф Виктор Владиславович Иодко.
Сохранилось отправленное уже из тюрьмы его письмо:
«…Прошу принять участие, чтобы все оборудование фотографии и ценные негативы и отпечатки со старины и архитектуры не уничтожили окончательно. Я 15 лет трудился во Владимире, и тяжело видеть уничтожение своих трудов без пользы государству…»
Многие портретные фотографии из семейных архивов, видовые, репортажные фотографии, открытки с видами Владимирской губернии носят его авторство.
Потомственный дворянин Виктор Владиславович Иодко родился 9 декабря 1871 года, рассказывает http://hisdoc.ru . Витебским дворянским депутатским собранием 8 марта 1890 года окончившему 4 класса городского училища 18-летнему Виктору Иодко был выдан документ о том, что он «сопричислен к признанному в потомственном дворянстве», а род Иодко внесен в шестую часть дворянской родословной книги.
10 октября 1905 года он получил разрешение владимирского губернатора на открытие фотомастерской во Владимире. С тех пор на протяжении почти полутора десятков лет популярность В.В. Иодко как фотографа останется неизменной.
Все это время фотоателье В.В. Иодко располагалось в самом центре Владимира, в непосредственной близости от Золотых ворот. Первым адресом фотографического заведения стал дом Жаровой на углу Большой и Вознесенской улиц, «за Золотыми воротами против женской гимназии». Расположение ателье «против женской гимназии» было весьма удачным и с самого начала существования фирмы Иодко поставляло ему немалое число дополнительных клиентов гимназисток.
На долгие годы Виктор Владиславович стал чуть ли не единственным в городе фотографом, исполнявшим большие групповые портреты выпусков и других учебных заведений Владимира, в том числе духовной семинарии, духовного и епархиального училищ. К началу 1910-х годов В.В. Иодко был уже достаточно широко известен как фотограф.
1913 год для фотографа был очень насыщенным. В мае Иодко принял участие в съемках посещения Владимира, Суздаля, Боголюбово и Переславля-Залесского императором Николаем II и его семьей, состоявшегося в рамках празднования 300-летия Дома Романовых. Он был единственным фотографом губернии, получившим доступ на все праздничные мероприятия.
И в том же 1913 году фотограф приступил к выполнению заказа Губернской земской управы на издание «7 тысяч экземпляров открыток с видами Владимира и его окрестностей», о чем сообщала газета «Старый владимирец». Открытки предполагалось разослать «в начальные земские школы по 10 и более экземпляров».
Именно В.В. Иодко Владимирская ученая архивная комиссия заказала «альбомы фотографических снимков с древних церковных зданий в г.г. Владимире и Суздале», преподнесенные «королеве эллинов ее императорскому величеству Ольге Константиновне и его императорскому высочеству великому князю Константину Константиновичу» во время посещения ими Владимира в 1908 году.
Иодко, как и многие представители интеллигенции того времени, принадлежал к партии «народной свободы», то есть к конституционно-демократической партии - кадетам, а весной 1917 года запись в партию кадетов, бывшую в то время правящей партией в России, проходила именно в фотографии Иодко в доме Ананьина на Большой Московской улице.
Это самым трагическим образом отразилось на судьбе фотографа. Впервые Виктор Владиславович был арестован в сентябре 1918 г., когда Владимирская ГубЧК напала на след так называемого "Владимирского офицерского подпольного батальона". Не найдя никаких доказательств причастности фотографа к этой "контрреволюционной" организации, чекисты его отпустили.
В октябре 1919 г. Иодко был вновь арестован, на этот раз за хранение оружия, которое, так и не было найдено. Следственным отделом ВЧК Иодко был признан "индивидуальным контрреволюционером", чье фотоателье пользовалось "популярностью и авторитетом среди контрреволюционных элементов", был приговорен к заключению в лагерь принудительных работ на 5 лет.
Но пережить ужас лагерей Виктору Владиславовичу было уже не суждено: в декабре 1921 года он умер в заключении от сыпного тифа, эпидемия которого бушевала в то время в стране.