Найти в Дзене
Casus Belli

1944. Конец "фальшивой войны". Кровавый Ялмар

После провала дерзкого нападения немцев на Суурсаари 15 сентября 1944 года Германия и Финляндия официально находились в состоянии войны. Пропаганда обеих сторон, в первую очередь, конечно, финская (Германии, трещавшей под ударами союзников как на западном фронте, так и на восточном, было немного не до финнов), не без оснований преподносила недавних союзников как коварных изменников. Но на севере "джентльменское соглашение" между немцами из горного корпуса Рендулича и командованием финской армии пока соблюдалось. Немцы отходили в направлении Норвегии, финны шли за ними, не вступая в огневой контакт, но устраивая показушные "фейерверки" – "ленивую войну". Наивно было предполагать, что советское командование позволит долго себя водить за нос этой комедией. Разгром немецкого десанта на Гогланде на какое-то время успокоил Москву, но она все настойчивее требовала от Хельсинки решительных действий по изгнанию немцев с севера страны, угрожая прямым военным вторжением. Финское правительство вто

После провала дерзкого нападения немцев на Суурсаари 15 сентября 1944 года Германия и Финляндия официально находились в состоянии войны. Пропаганда обеих сторон, в первую очередь, конечно, финская (Германии, трещавшей под ударами союзников как на западном фронте, так и на восточном, было немного не до финнов), не без оснований преподносила недавних союзников как коварных изменников. Но на севере "джентльменское соглашение" между немцами из горного корпуса Рендулича и командованием финской армии пока соблюдалось. Немцы отходили в направлении Норвегии, финны шли за ними, не вступая в огневой контакт, но устраивая показушные "фейерверки" – "ленивую войну".

Генерал Рендулич
Генерал Рендулич

Наивно было предполагать, что советское командование позволит долго себя водить за нос этой комедией. Разгром немецкого десанта на Гогланде на какое-то время успокоил Москву, но она все настойчивее требовала от Хельсинки решительных действий по изгнанию немцев с севера страны, угрожая прямым военным вторжением. Финское правительство вторжения не хотело, и для начала попыталось "ускорить" немцев дипломатическим путем.

На неофициальной встрече между финским и германским командованием генерал Рендулич подтвердил, что 20-я горная армия будет отходить по ранее согласованному графику. На крайнем севере в регионе Петсамо XIX горный корпус генерала Фердинанда Йодля противостоял 14-й советской армии генерал-лейтенанта Владимира Щербакова. XXXVI горный корпус генерала Эмиля Фогеля вел бои с 19-й армией генерал-лейтенанта Георгия Козлова в районе Салла. Южнее 26-я армия генерал-лейтенанта Льва Сквирского продвигалась к Суомуссалми и Куусамо, вытесняя части 6-й горнопехотной дивизии СС "Норд" под командованием Карла Бреннера. Дивизия "Норд" прикрывала отход на запад Финляндии основной части войск XVIII Горного корпуса генерала Фридриха Хохбаума.

-4

В течение первой половины сентября финны продолжали эвакуировать мирных жителей и перебрасывать войска на север. При этом, по условиям соглашения с СССР, финны обязались в кратчайший срок начать демобилизацию своих вооруженных сил, что сильно осложняло выполнение главной задачи..

Полковник Альберт Пурома
Полковник Альберт Пурома

Части 6-й дивизии полковника Пуромы продвигались к Пуоланке и Суомуссалми. 15-й бригаде было приказано занять город Оулу. После пополнения подразделениями из Бронетанковой дивизии 15-я бригада должна была продолжить путь до линии Хаукипудас-Кийиминки. 15-я бригада Куйстио, временно подчиненная командиру бронетанковой дивизии Лагусу, и пограничная бригада полковника Кустаа Инкала должны были взять под контроль переправы на реке Оулу.

Генерал Рубен Лагус
Генерал Рубен Лагус

Отходя, немцы разрушали инфраструктуру. Но если на юге зоны оккупации они просто взрывали дороги и железнодорожные мосты, то дальше на север вермахт проводил сплошное минирование строений и коммуникаций.

-7

Утром 19 сентября 6-я дивизия получила приказ начать продвижение на север. 22 сентября оперативная группа Инкалы встретилась в районе Суомуссалми с советскими войсками. Части, продвигавшиеся западнее, достигли Пуоланки 24 сентября. Все это время никаких инцидентов с немцами не было.

20 сентября в Оулу прибыл командир танковой дивизии Рубен Лагус. Здесь он узнал, что, помимо 15-й бригады, в его оперативное подчинение поступает и 6-я дивизия Пуромы. 24 сентября Лагус приказал всем войскам под своим командованием перейти в наступление: 15-я бригада двигалась вдоль берега в направлении Кеми, а танковая дивизия – восточнее, в Пудасъярви.

Генерал Лагус в центре
Генерал Лагус в центре

Советский Союз проявлял все большее раздражение пассивностью финских войск. Маннергейм, всячески стремившийся избежать оккупации Финляндии советскими войсками, решил поручить выдворение немцев генерал-лейтенанту Ялмару Сийласвуо, имевшему репутацию человека смелого и активного. От Сийласвуо (прозвище Jalmari Verinen - "Кровавый Ялмар") Маннергейм ожидал решительных действий, и генерал ожидания оправдал.

Маннергейм у трофейного Т-28
Маннергейм у трофейного Т-28

Из войск в северной Финляндии был сформирован новый III армейский корпус. Он включал три пехотных дивизии - 6-ю (Пурома), 3-ю (Пайяри) и 11-ю (Хейсканен), бронетанковую дивизию Лагуса, 15-ю пехотную и пограничную бригады. 27 сентября по прибытии в штаб-квартиру в Оулу Сийласвуо официально принял командование . Он немедленно положил конец общению между немецкими и финскими офицерами связи в Рованиеми, ознаменовав окончание «фальшивой войны».

Ялмир Сийласвуо
Ялмир Сийласвуо

Если Маннергейм хотел обострить отношения с Германией, то он выбрал для этого правильного генерала. В первый же день Сийласвуо приказал 5-му егерскому батальону 1-й егерской бригады танковой дивизии немедленно занять Пудасъярви, прекрасно зная, что немцы не уйдут оттуда до 2 октября. Называя вещи своими именами, "кровавый Ялмар" сознательно провоцировал недавних союзников. Рано утром 28 сентября в 20 км от Пудасъярви передовой отряд финской армии столкнулся с немецким патрулем. Немцам предложили сдаться, те отказались; в ответ егеря Лагуса открыли огонь. Двое германских солдат были убиты, двое других – взяты в плен, четверо получили ранения. В качестве трофеев егерям достались мотоцикл и грузовик. Шокированные немцы предложили договориться; в конечном итоге командир батальона майор Вейкко Лунила согласился подождать, пока они не уйдут из этого района. Этот инцидент резко испортил отношения недавних союзников.

-11

До сих пор расписанный по минутам вывод немецких войск из Лапландии шел четко по графику. Регулярно устраивались показушные перестрелки, немцы взрывали мосты и дороги при полном безразличии наблюдающих за этим финнов. Разумеется, все это делалось не просто так, а для глаз Объединенной контрольной комиссии, прибывшей в Финляндию проверять соблюдение условий перемирия с СССР. Единственное же реальное сражение – разгром немецкого десанта на Гогланд – произошло, когда германцы неожиданно для финнов сами решили нарушить "правила игры".

Отход немецких войск из Финдяндии
Отход немецких войск из Финдяндии

Увы, все это не позволяло создать необходимый имидж в глазах контрольной комиссии, и Сийласвуо решился на довольно рискованную операцию – высадку десанта в немецком тылу. Целью был выбраны Кеми и Торнио – транспортный узел на границе Швеции и Финляндии, причем основная операция должна была пройти именно в Кеми, а в Торнио - вспомогательная. В случае, если бы удалось дойти до Рованиеми, операция могла разорвать один из маршрутов отступления немцев в Норвегию.

Полковник Халсти
Полковник Халсти

29 сентября 1944 года назначенный для десантирования 11-й пехотный полк полковника Вольфа Халсти маршевым порядком направлялся в гавань Оулу для посадки на транспорты. По дороге солдаты, неизвестно откуда узнавшие о цели операции, на весь город орали, что идут освобождать от немцев Кеми. Поскольку Оулу был нашпигован немецкими осведомителями, командование почло за благо отменить высадку. Видимо, военный бог был на стороне финнов: вскоре стало известно, что в Кеми сосредотачивались отступающие германские войска, в том числе не менее 60 танков, на аэродром перелетела эскадрилья пикировщиков, а глубоководная внешняя гавань была заблокирована затопленными у пирса железнодорожными вагонами, буксирами и различными машинами. Попытка высадиться в таких условиях вряд ли могла окончиться удачно.

-14

Но Сийласвуо был слишком упрям, чтобы отказываться от своих планов. Он отложил высадку на один-единственный день и главной целью назначил теперь порт Рёуття (пригород Торнио). О своих планах генерал не сообщил никому, даже Маннергейму...

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.