Белорусские НПЗ сократили отгрузки дизельного топлива на Украину, но Киев рассчитывает покрыть нехватку за счёт прямых поставок из РФ.
Странная ситуация вообще складывается в «нефтяном секторе» соседствующих государств. Лукашенко на протяжении последних 5-6 лет активно перепродавал российские нефтепродукты Украине, имея с этого неплохой навар. Украинская верхушка чуть ли не каждый год вводила против РФ санкции и прощалась с «энергетической зависимостью». Но несмотря на это и нефть, и газ всё равно исправно поступали. И не всегда даже окольными путями, как в случае с маленьким бизнесом Лукашенко. Киев и напрямую закупал у России углеводороды.
После того как Москва, наконец, ввела ответные санкции против Киева, поток нефти вроде бы сократился. Во всяком случае публично о поставках уже не сообщалось. Белоруссия только увеличила экспорт российского топлива на Украину, на что Москва даже вроде реагировала крайне негативно. Многие российские эксперты корили Минск за то, что белорусы, мол, поставляют Киеву дизельное топливо, тем самым заправляя технику ВСУ, обстреливающую ЛДНР. Но тем не менее и Россия, вопреки своим же запретам и позиции по Донбассу продолжала всё так же исправно снабжать Украину нефтью, что и подтвердила ситуация с резким сокращением поставок из Белоруссии.
Как сообщил ряд СМИ, белорусские заводы сократили отгрузки дизельного топлива Украине на 42%. Такого спада не было с 2011 года. Основные мощности были направлены на обеспечение своего рынка. Лукашенко заигрался в независимость и попытался ставить свои условия Москве, опускаясь даже до почти неприкрытого шантажа, в результате чего фактически остался без нефти. Во всяком случае в этом месяце, пока не образумится. Соответственно белорусские НПЗ перенаправили потоки на внутренний рынок, дабы подготовиться к наступающему кризису.
Однако Украину это не особо испугало. Местные трейдеры уже успокоили клиентов, объяснив, что нехватку топлива они покроют в основном за счёт поставок из РФ – прямых по железной дороге и по нефтепроводу.
Белорусские СМИ также напомнили, что поставки нефти из Белоруссии на Украину с каждым годом увеличиваются. Только в 2019 году объёмы выросли почти на 15%, повысив долю на украинском рынке до 35,4%. Столь резкий скачок объясняется очередной санкционной пикировкой между Киевом и Москвой. Но всё равно даже с этим резким скачком Белоруссия не смогла обогнать РФ, которая так и осталась основным поставщиком нефти на Украину с долей в 35,7% от общего топливного рынка.
Теперь вот тоже украинские трейдеры, да и чинуши высшего звена и не думали нервничать из-за споров Москвы и Минска и серьёзного спада, а то и вовсе прекращения поставок с белорусских НПЗ. В общем, зачем нервничать, когда всегда можно избежать дефицита за счёт увеличения прямых поставок из РФ.
Назревает вполне закономерный вопрос. Как же так получается, что Россия с Украиной якобы разорвали все торговые связи (во всяком случае в плане нефти и нефтепродуктов), а поставки идут своим чередом? Да так, что в Киеве даже не парятся на этот счёт. Сколько было громких объявлений с обеих сторон и таких же показательных обоюдных санкций. И кто же в таком случае заправляет украинские танки в Донбассе? Только ли «коварный Минск» или всё те же поставщики из РФ, ибо деньги, как известно, не пахнут?