В Курган можно попасть двумя путями, через Ишим или через Казахстан. Вчера советовался с Олегом, какой путь выбрать? Сенсей сказал, что на самом деле есть три пути, можно не только через Ишим и потом Челябинск, а ещё и через Тюмень и Екатеринбург. Путь через Казахстан спорный из-за границы, где теряется время. Тогда решил, что поеду через Челябинск. Главное в Ишиме выбрать правильное направление.
И вот я огибаю Омск, двигаясь по отличному, многополосному шоссе. Слежу за указателями, мне нужен поворот на Челябинск. Навигатор не включаю, так как думаю, что в нём нет смысла, а зря.
Свернув с шоссе по указателю на Челябинск оставляю Омск за спиной. Дорога снова становится двухполосной, а трафик становится всё менее и менее плотным. Снова появляются многокилометровые прямые, где можно хорошо разогнаться. Лес по обеим сторонам дороги сменяется полями, где дует сильнейший боковой ветер. Для компенсации усилия бокового ветра приходится сильно наклонять мотоцикл. Обгоны редких фур превращаются в аттракцион. Пока движешься прикрытый от ветра длинным прицепом, мотоцикл идёт ровно, но как только мотоцикл обходит кабину тягача, сразу же справа ударяет мощным воздушным потоком. Приходится практически выковыривать цыгана со встречной полосы.
Забавно наблюдать за небольшими стаями чаек, сидящих на асфальте. Как только они видят приближающийся мотоцикл, сразу взлетают, но почему-то пытаются лететь против ветра, от чего висят в воздухе на одном месте. Наученный горьким опытом с вороной, притормаживаю и даю глупым птицам время на манёвр смены курса и снова открываю газ.
Немного смущает практически полное отсутствие трафика, но меня успокаивают дорожные знаки, обозначающие километраж до Челябинска, значит направление верное. У одного такого даже сфотографировался, больно цифра красивая попалась – Челябинск 666.
Солнце уже далеко перевалило за зенит, немного ослеплённый его лучами вижу прямо по курсу несколько автомобилей, затем различаю за ними какой-то забор с воротами, на обочине какие-то будки. Резко оттармаживаюсь не понимая, зачем кому-то понадобилось перегораживать трассу воротами и забором. Подкатываюсь ближе и останавливаюсь в хвосте очереди, за двенадцатой моделью жигулей с казахскими номерами. Из будки, справа на обочине, ко мене подходит женщина и спрашивает:
- Страховку оформлять будете?
- Какую страховку? Зачем здесь ворота и шлагбаум? – спрашиваю женщину в полном недоумении происходящего.
- Страховку для Казахстана, вы на границе с Казахстаном, - ответила она звонким голосом.
«Какой, к чёрту, Казахстан?» - думаю, спешиваясь и снимая шлем.
- Там что правда граница? – всё еще не веря в происходящее, спрашиваю страховщицу, - а можно как-то проехать, не въезжая в Казахстан, мне в Курган надо.
- Только если возвращаться опять в Омск, - кивает женщина в обратную сторону.
«Что же всё время возвращаться и возвращаться?», - нервно думаю про себя, включая навигатор.
- Вот же есть дорога! – показываю женщине маршрут на навигаторе, - через Называевск.
Она, окинув взглядом мой мотоцикл, говорит:
- Можете конечно попробовать, но на этом вряд ли проедете, там «военно-грузинская дорога», колёса потеряете.
- Дайте мне пару минут подумать, - взял небольшой таймаут, чтобы собраться с мыслями.
«Вот это поворот не туда…», - думаю слегка оболдевая от происходящего. Возвращаться обратно – это лишние сто пятьдесят километров, а вы уже знаете, как я отношусь к комбекам. Попробовать военно-грузинскую дорогу? Есть шанс угробить цыгана. Значит выход один – только вперёд! Киваю женщине, стоящей около будки, в знак согласия с оформлением страховки.
Пока сидел в ожидании оформления бумаг сначала надел подшлемник, а потом и шлем из-за сильного ледяного ветра. Руки тоже озябли, не смотря на перчатки, отогревал их на теплом двигателе. Наконец с бумагами было покончено, осталось только пройти границу.
- Ещё вопрос, вы не знаете случайно, на границе, на выезде в сторону Кургана есть гостиница? – поинтересовался у женщины напоследок.
- Да, есть. Она прямо перед пограничным постом находится, – ответила она, спеша скорее укрыться в будке от пронизывающего ледяного ветра.
Бросил взгляд на уже вечернее солнце и на часы. Было шесть. Передо мной стояла очередь из шести легковых машин. Границу открывали для пропуска какого-то количества транспорта, затем закрывали, пока не оформят проехавших. «До Кургана сегодня точно не дотяну», - подумал, глядя на карту навигатора. Нужно намотать на счетчике почти четыреста километров, а это часов пять, причем пару часов придется ехать в темноте ночи. Но Казахстан должен проехать по светлому. Прошёлся по машинам впереди меня, попросил пропустить вперёд, так как далеко ехать. Все водители, кроме того, кто стоял первым, пропустил без вопросов. Первый же сослался на то, что у него дети и он тоже спешит. Ну и на том огромное спасибо!
Наконец шлагбаум открылся, и мы покатили к будке с пограничниками. Тот сотрудник, что стоял на улице, показал мне место для парковки мотоцикла. Внутри небольшой будки два окошка, я подошёл к свободному и протянул паспорт. Ответил на стандартные вопросы «Откуда?» и «Куда?», от моих ответов публика, стоящая за мной в очереди, ахнула. Женщина, что была посмелее, спросила меня, зачем я еду в Москву? Ради хохмы ответил, что к Путину. Надо было видеть, как озарилось её лицо от моего ответа, она восприняла его в серьёз. Мне даже неудобно стало, а она всё говорит:
- Вы там замолвите за нас словечко, пусть нам здесь навес построят.
- Какой навес? Где? – переспросил, не поняв её просьбы.
- Ну здесь, на границе, чтобы нас дождём не поливало, а иногда солнце так палит! А спрятаться негде. Вон у Казахов и навес есть и здание какое отгрохали для пограничников, не то, что наша будка.
- Ладно, передам, - с улыбкой ответил ей.
Пограничник перелистал мой паспорт и остановился на последней странице, где за обложкой лежала купюра в десять рублей.
- Это что? – спросил меня пограничник, указывая на купюру.
- Десять рублей, - ответил в недоумении от заданного вопроса, - лежит просто на удачу.
- На удачу? – переспросил пограничник, оставил мои документы на столе и удалился за дверь.
Как-то сразу неудобно стало перед всеми этими людьми, которые пропустили меня вперёд перед шлагбаумом, и теперь смотрели на меня с укором. Из-за каких-то десяти рублей моё окошко перестало работать и очередь перешла в другое. Через минуту мой пограничник вернулся со старшим по званию.
- Это ваши деньги? – строго спросил меня старший.
- Да это мои десять рублей, я просто забыл, что они лежат у меня в паспорте. Это что-то вроде талисмана, - оправдывался я.
Очередь хихикала из-за сложившейся ситуации. Получается, я дал взятку должностному лицу при исполнении. Десять рублей ведь тоже деньги. Смешно, ей богу. Хорошо, что старший по званию оказался вменяемым человеком. Дал команду пропустить меня и мои документы.
Очередь Казахской стороны. Здесь всё чуточку сложнее. Нужно заполнить миграционную карту и предоставить мотоцикл на осмотр. Пограничник, молодой парень, как потом оказалось мой ровесник спросил:
- Откуда едешь?
- Из Владивостока в Москву, - ответил, по обыкновению.
- Ого, такой длинный путь! А зачем? Мотоцикл перегоняешь?
- Мне в следующем году будет сорок лет, вот решил…
- Проехать эту дорогу, чтобы понять сможешь ли? – прервал меня пограничник вопросом.
- Да, точно, как ты прям слёту угадал!? – удивился его прозорливости.
- Мы с тобой ровесники, получается. Я бы тоже хотел что-то подобное попробовать, - признался он.
- Что везёшь с собой?
- Да ничего особенного, только вещи, немного продуктов, экипировку, - ответил, готовясь снимать поклажу с мотоцикла для досмотра.
- Оружие есть? – глядя на мой объемный рюкзак, спросил пограничник.
- Не, оружия нет. Только складной нож.
- Что даже пневматики нет с собой?
- Нет, а зачем? – удивился его вопросу.
- Ну как, для безопасности. Мало ли что может пойти нет так. – пояснил пограничник, заглядывая мне в глаза, видимо удостовериться в правдивости моих ответов.
- Для безопасности у меня есть пара приёмов, не лезть не в своё дело и юмор, - признался пограничнику, - мне кажется, с оружием путешествовать опаснее. Не факт, что успеешь применить, но есть возможность, что его могут применить против тебя. Нет оружия – нет проблем.
- Ну а если волки, им тоже анекдоты будешь рассказывать?
- Не знаю, - признался, - надеюсь, что не встречу, а если встречу, значит судьба такая.
На том и распрощались. После прохождения паспортного контроля пулей вылетел с границы в сторону Петропавловска. Дороги в Казахстане на порядок хуже, чем в России, но чем больше скорость, тем меньше ямок. И с заправками там тоже дела не очень. До первой АЗС, после границы еле дотянул, но был приятно удивлён стоимостью бензина, почти в два раза дешевле, чем в России.
После потери кофра у меня в привычку вошло проверять весь ли багаж на месте. Чтобы не терять времени, проверял на ходу. Рюкзак чувствовался спиной, а вот боковые кофры, которые взял у брата, приходилось проверять визуально. Вот и в этот раз, сначала быстрый взгляд вправо вниз и назад, затем влево, вниз и назад. Всё на месте. Перевожу взгляд на дорогу, оказывается я уже вылетел с асфальта на обочину. Тело само привстало на подножках и не меняя скорости аккуратно вернуло меня на дорогу. Хорошо, что обочина была достаточно ровной, а так мог бы разобраться на части посреди Казахстанской глубинки. Теперь буду проверять кофры только через зеркала, там видно небольшой кусочек, но этого достаточно, чтобы понимать, что они ещё на мотоцикле.
Хочется поесть, но пара придорожных кафе оказались закрыты. Решаю больше не останавливаться, чтобы не терять времени и поесть уже на границе, где и переночую. Дорога огибает Петропавловск с севера, проходит через плотину реки Ишим и ведёт прочь от города.
Трафик практически отсутствует, что даёт возможность поглазеть по сторонам. Вокруг поля, залитые лучами вечернего солнца, небольшие домишки и отличнейшее шоссе, видимо только построенное. Ну прям подарок! По такому покрытию можно пролететь оставшиеся шестьдесят километров до границы минут за сорок, если не быстрее. Но не успел толком разогнаться, как прекрасное асфальтовое полотно закончилось, и трасса превратилась в бесформенное нагромождение щебня. Те, редкие автомобили, что двигались со мной по дороге, сворачивали на грунтовый дублёр. Машины здесь еле ползли, поднимая из-под колес клубы пыли, иногда чиркая брюхом из-за глубоких ям и колейности. Мы с цыганом остановились на съезде с трассы, нужно принять решение, что делать дальше? Возвращаться в Омск? Точно нет. Значит принимаем вызов и продолжаем двигаться вперёд. Ручаюсь, цыган ещё не ездил по таким дорогам. Мы еле ползли на второй передаче, мне то и дело приходилось корректировать траекторию, чтобы не попасть в колею, объехать глубокую яму или не врезаться в кучку щебня. Надеялся только на то, что ремонтный участок будет не таким большим.
Где-то через пол часа плутаний по объездным дорогам, которые то возвращали к строящейся трассе, то уводили далеко в поле, я понял, что возможно мне придётся ставить палатку где-то в степях Казахстана. В то же время, иногда попадались участки дороги с отличным асфальтом и тогда начиналась гонка с солнцем. Ярко красный шар плавно спускался к горизонту, затянутому пыльной дымкой, намекая на то, что времени в обрез. В одном из очередных объездов, плетясь за фурой, я почти сдался и чуть было не свернул к лесу в появившийся просвет высокого грунтового бруствера, отделяющего объездную дорогу от поля. Проводил взглядом, отделяющуюся от основной дороги, еле заметную колею, ведущую через поле в лес и поехал дальше. Не знаю почему, но совсем не хотелось ночевать сегодня в палатке.
Снова появляется хорошая дорога, а меня уже азарт взял, успею ли доехать до границы к концу светового дня? Дороги в Казахстане очень коварны, даже если впереди ждут серьёзные неровности, предупреждающего об этом знака вы не увидите. Так влетел на небольшой участок сильно разбитым асфальтом, длившийся метров двадцать, не больше. Тряхануло тогда знатно. Сейчас в сумерках для меня служат ориентиром габаритные огни впереди идущего транспорта. Если вижу, что водитель там нажал на тормоз и огоньки заметались то влево, то вправо, сразу же сбрасываю скорость.
Дикая гонка продолжалась почти до темноты, пока не встретил на обочине газель и рядом стоящих людей в форме. Остановился рядом с ними и спросил, не глуша мотор, далеко ли до границы? Ответ служивых очень порадовал, граница в двух километрах от этого места, и гостиницам там тоже есть.
Можно перевести дух и не спеша доехать до конечной, на сегодня, точки маршрута. Так мы и докатились до кафе «Лада», а гостиницы так и не видно. «Ладно, хоть поужинаю», - подумал, остановившись около этого небольшого здания.
Внутри кафе работал телевизор, за стойкой находилась женщина лет пятидесяти и пара посетителей сидели за столиками. Я обратился к той женщине за стойкой:
- Здравствуйте, мне бы поужинать, что у вас есть готового?
Продавщица перечислила несколько блюд из меню.
- Можно мне тогда вот этот суп, салат «Оливье» и чай, - сделав заказ, поинтересовался - мне говорили, что где-то здесь есть гостиница?
- Да, есть. Вон там за дверью у нас несколько номеров. – кивнула продавщица на дверь за моей спиной.
- Отлично! Тогда посчитайте мне всё вместе с проживанием. А стоянка у вас есть? Мне бы ещё мотоцикл поставить. – указал на окно, за которым стоял цыган.
- Мотоцикл можете прям там и оставить, - ответила она.
- А нет чего-то более закрытого? Мне так не хочется сгружать весь свой скарб.
- Можете оставить всё на мотоцикле, здесь никто ничего не тронет. Пограничная зона, всё хорошо охраняется, можете не волноваться. – убеждала женщина.
- Хорошо, оставлю, как есть. Сколько с меня?
Продавщица посчитала сумму в тенге. Потом пересчитала в рубли, так как тенге у меня не было, получилось, что за ужин и ночлег я заплатил всего семьсот рублей. Очень бюджетно. Что же там за номер?
Быстро расквитавшись с ужином под просмотр какого-то старого фильма по телевизору, попросил показать мне номер, уносившую тарелки официантку. Девушка быстро вернулась с ключами и позвала за собой. За той дверью, на которую кивала продавщица находилось ещё пара помещений. В одном, что побольше стояло несколько кроватей, в другом, совсем небольшом, стоял только диван и табуретка.
- Вы сегодня единственный гость, можете выбирать где ночевать. Хотите кровать в большом номере или останетесь здесь на диване? – спросила официантка-горничная.
- Переночую здесь, на диване. – ответил, оставляя шлем на табуретке.
- Тогда я сейчас принесу постельное бельё. Если что, туалет на улице, как выходите, сразу направо вдоль забора, там будет дверь. Заходите и прямо, там увидите туалет. А умыться можно вот здесь, - она повернулась и указала на раковину в общем коридоре этих двух номеров.
- Хорошо, спасибо большое. Пойду тогда возьму пока рюкзак. – ответил её, направляясь к выходу.
Когда вернулся обратно на диване уже лежало постельное бельё, одеяло и подушка. Осталось только выполнить вечерний моцион и лечь спать. Мягкий диван и постельное бельё, вкупе с непритязательным дизайном комнаты создавали ощущение, будто я не в гостинице, а ночую где-то у родственников. Вырубился моментально.
Продолжение...