Сейчас пытаются убрать из библиотек, из памяти людей все книги по марксизму-ленинизму. Они еще не запрещены, но уже нежелательны. А в некоторых случаях их преобщают к уголовным делам в качестве доказательств. И это говорит о том, что те идеи, которые в них изложены остаются живыми, продолжают пугать богатых.
Самой первой и одной из самых важных книг является "Манифест Коммунистической партии".
Помните, как он начинается?
" Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака...Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? "
По прошествии многих лет мы можем сказать следующее.
Коммунизм за годы после Манифеста превратился из призрака в реальность и в течение более 70 лет воевал с капитализмом не только в Европе, но и в Азии, в Америке, в Африке. К сожалению его форпост - СССР и другие социалистические страны Европы пали, капитал смог одержать здесь победу и отыграть потерянные позиции. В Азии коммунизм остался в самой большой по численности стране - Китае, сохранился в Америке - на Кубе.
" История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. ... Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль. "
Слова "Манифеста" словно написаны сейчас:" Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников. Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства ... Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, - отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература. .. Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих, пролетариев. ... Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии - домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п. Низшие слои среднего сословия: мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне - все эти классы опускаются в ряды пролетариата, частью оттого, что их маленького капитала недостаточно для ведения крупных промышленных предприятий и он не выдерживает конкуренции с более крупными капиталистами, частью потому, что их профессиональное мастерство обесценивается в результате введения новых методов производства. Так рекрутируется пролетариат из всех классов населения "
Попробуем подробнее разобрать относительно нашего времени. Действительно, сейчас и врач, и юрист, и работник офиса стали пролетариями. Не в смысле того, что у них нет ничего, но в смысле того, что они ПРОСТЫЕ НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ, которые эксплуатируются буржуазией. Мелкие бизнесмены в той или иной степени ближе к пролетариям и могут пополнять их число. "Манифест" совершенно прав и в определении глобализации нынешнего буржуазного общества. Глобализация изменила класс пролетариев тем, что в развитых странах он фактически исчез ( я имею в виду классическое определение пролетария), переместившись в Азию, а в Европе и развитых странах его заменили врачи, юристы, учителя, преподаватели и пр. Актуальным остается и тезис о продолжении эксплуатации "после рабочего дня". Разве налоги, оплата кредитов, ипотеки, оплата НДС ( который входит по несколько раз в цену готовой продукции) - это не продолжение эксплуатации? Да. уровень жизни современных пролетариев выше, чем он был в 19 - 20 веках, но от этого ни не перестали быть пролетариями. Актуально и положение "Манифеста" о том, что буржуазия ищет развитие и расширение рынка. Именно такое расширение рынка она получила, уничтожив СССР и другие соц. страны, войдя на их рынок и закрепившись на нем для получения прибыли и сохранения самой себя ( ибо без постоянного воспроизводства капитала буржуазия умрет). Но теперь у нее уже нет возможности рынок расширить - ее рынок весь мир и этот ресурс исчерпан.
Сегодняшние события, показывают: предел расширения рынка достигнут, начался новый кризис капитализма, спровоцированный пандемией коронавируса, а может быть и запущенный под видом борьбы с пандемией. Падение производства, отрицательная цена на нефть ( такого не было никогда) говорит о начале перезагрузки всего капиталистического рынка. Мы на пороге большой катастрофы, товарищи!
Однако тезисы "Манифеста" :" Но с развитием промышленности пролетариат не только возрастает численно; он скопляется в большие массы, сила его растет, и он все более ее ощущает. Интересы и условия жизни пролетариата все более и более уравниваются по мере того, как машины все более стирают различия между отдельными видами труда и почти всюду низводят заработную плату до одинаково низкого уровня. " сейчас не совсем актуальны. Почему? В настоящее время промышленность все более переходит на роботизацию, труд рабочих становится ближе к труду инженеров, их доходы возрастают, а не уменьшаются. В то же время количество рабочих сокращается, а объединение их, которое было в 19-20 веках, исчезает. Растет единство всех наемных работников за счет современных средств общения ( интернет, электронные средства общения) и это уже проявилось в ряде общественных выступлений. Недаром буржуазия старается в последнее время взять под контроль эти средства. Таким образом можно говорить о противоречии между буржуазией и ВСЕМИ УГНЕТЕННЫМИ людьми. При этом роль ИМЕННО ПРОМЫШЛЕННОГО пролетариата падает, нивелируясь практически до нуля в странах, где капитал перешел к формуле Д-Д-Д ( деньги- деньги-деньги, вместо деньги-товар-деньги ), т.е. получая прибыль в основном на финансовых операциях.
Совершенно верно определение "Манифеста" " Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности. ... Быть капиталистом - значит занимать в производстве не только чисто личное, но и общественное положение. Капитал - это коллективный продукт и может быть приведен в движение лишь совместной деятельностью многих членов общества, а в конечном счете - только совместной деятельностью всех членов общества. Итак, капитал - не личная, а общественная сила. Следовательно, если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер. " Апологеты современного капиталистического общества утверждаю, то капитал дает возможность человеку трудиться, что он не эксплуатирует его. Но это ложь, суть капитализма не изменилась с 18 века: " Средняя цена наемного труда есть минимум заработной платы, т. е. сумма жизненных средств, необходимых для сохранения жизни рабочего как рабочего. В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд - это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих. Таким образом, в буржуазном обществе прошлое господствует над настоящим, в коммунистическом обществе - настоящее над прошлым. В буржуазном обществе капитал обладает самостоятельностью и индивидуальностью, между тем как трудящийся индивидуум лишен самостоятельности и обезличен. " Поэтому мы можем хоть сто раз записать в Конституцию индексацию пенсий, зарплат, но это не изменит характера российского капитализма. Да, индексация будет на ту величину, чтобы вы не умерли с голоду при увеличении инфляции. Ответом массе защитников капитализма и хулителей опыта СССР служит и следующее положение "Манифеста": " Выдвигали возражение, будто с уничтожением частной собственности прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность. В таком случае буржуазное общество должно было бы давно погибнуть от лености, ибо здесь тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится. Все эти опасения сводятся к тавтологии, что нет больше наемного труда, раз не существует больше капитала. " Как нельзя более точно эта фраза описывает нынешнее устройство общества. Крики всяких кремлеботов о том, что люди плохо живут из-за своей лености, абсолютно лживы, ибо эти люди - наемные рабочие, и они могут трудиться от зари до зари, но ни яхты, ни даже супердорогой машины не приобретут.
Таким образом, ВСЕ ОСНОВНЫЕ положения данного труда являются актуальными и сегодня. События в мире говорят нам, что приближается новый Великий кризис. Власти всех стран готовятся к отражению возможных атак со стороны простого народа, ибо пандемия и перезагрузка рынка может спровоцировать массовые народные выступления. Одновременно, кризис показывает и пагубность капиталистического общества, его неумение отражать любые сложные вызовы.
Любая современная партия, называющая себя коммунистической, должна ПЕРЕПИСАТЬ для себя этот "Манифест", сохранив его основные положения и расширив в плане определения того, что надо делать для построения такого общества. Гибель СССР показала, что коммунисты 20-го века не смогли создать устройство общества, при котором власть контролировалась бы народом, а точнее его революционным классом- пролетариатом. Вместо диктатуры пролетариата получилась диктатура бюрократии, которая и привела к реставрации капитализма в 90-е годы. Крики "патриотов", что теперь у нас не капитализм - это только их сугубо неверное мнение. Сейчас народ еще более бесправен и бессилен, чем он был в период СССР, когда простые люди имели и социальные лифты и , пусть мало, влиять на власть. Сейчас НЕТ НИКАКОГО ВЛИЯНИЯ НА ВЛАСТЬ ( имею в виду в РФ, в других развитых капиталистических странах - несколько больше). Надо отметить, что в РФ нет и оппозиционных партий. Ни КПРФ, ни другие не могут претендовать на это звание по целому ряду причин.
Мрак сейчас сгустился над рабочим движением.
Хочется надеяться, что мрак всегда сильнее перед рассветом.
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН СОЕДИНЯЙТЕСЬ!