Богоявленский переулок напоминает нам об утраченном Богоявленском мужском монастыре. От него остались лишь одноименный собор, колокольня, здание братских келий и настоятельские покои.
Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.
Одним из монахов Богоявленского монастыря был будущий митрополит Алексей, а одним из первых игуменов — брат Сергия Радонежского Стефан.
В 1342 году там построили белокаменный храм, но в 1382 году воины Тохтамыша разграбили обитель, а в 1427 его опустошила моровая язва. Много раз страдал Богоявленский монастырь от пожаров, но каждый раз возрождался. Известно, что обитель пользовалась покровительством царей и великих князей: они часто передавали Богоявленскому монастырю свои земли с крестьянами. Так поступили Василий III, Иван IV, Борис Годунов, бояре Ромодановские.
Именно в стенах монастыря в 1685 году начинала свою историю Славяно-греко-латинская академия – первая высшая школа России.
По порядку, заведенному во времена святителя Алексия, Богоявленский монастырь традиционно имел очень высокий образовательный уровень своих иноков, многие знали греческий язык и переводили книги. И в конце XVII века здесь открылась школа знаменитых братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, ученых греков, прибывших по приглашению русского царя и по рекомендации Восточных патриархов. Школа расположилась в Богоявленском монастыре временно, пока для нее строили собственные каменные палаты, но учителям и ученикам было велено проживать в обители.
А если учесть, что со временем Славяно-греко-латинская академия была преобразована в Московскую духовную академию, то можно считать, что в стенах Богоявленского монастыря начиналась и главная русская богословская школа. Братьям Лихудам за алтарем Богоявленским собором недавно установлен памятник.
При Петре I за монастырем числилось уже более 200 крестьянских дворов и около 1 000 крестьян. Но в 1764 году всю недвижимость Богоявленского монастыря в Китай-городе конфисковали. Тогда в обители осталось всего 17 монахов, и в итоге в корпусах на Никольской появились галантерейные лавки, а на месте надвратной церкви в 1905 году построили доходный дом.
В нижней церкви-усыпальнице было более 150 могил с прекрасными надгробными памятниками, уничтоженными в советское время. Упокоиться здесь было честью: это был один из самых аристократичных московских некрополей, сравнимый лишь с погостом Донского монастыря. Тут почивали Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны. Здесь был похоронен легендарный сподвижник Петра I князь Григорий Дмитриевич Юсупов.
История Богоявленского монастыря во второй половине XIX века тесно связана с афонскими обителями. В 1867 году в Москву из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница» и с ней другие святыни: частицы святых мощей целителя Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня. Иеромонах Арсений, доставивший их в Москву, остановился в Богоявленском монастыре, и святыни были выставлены для поклонения в его соборе. Желающих приложиться к ним собралось великое множество, так что храм с утра до вечера был переполнен молящимися, стекавшимися со всей России.
Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920‑х годов после закрытия монастыря.
Богослужения в соборе прекратились после революции, его убранство сильно пострадало, а сам он последовательно использовался в качестве общежития, производственных помещений и репетиционного зала. Некоторые надгробные памятники из нижнего храма и подклета были перенесены в Донской монастырь, который тогда принадлежал Музею архитектуры.
Все храмы, стены и ворота были снесены советской властью, уцелел лишь Богоявленский собор.
Верующим храм вернули в 1991 году. Для первых богослужений подготовили придел святителя Алексия – с него началось воссоздание храма, что было воспринято как очень добрый знак. Началось медленное, кропотливое восстановление святыни, причем исправлялось и то, что было повреждено еще при Наполеоне. В верхнем храме восстановили резной, с позолотой, многоярусный иконостас, лепнину, росписи и белоснежные скульптуры петровского времени. Очень необычны царские врата: они сделаны в виде креста. В его центре – канонический образ Благовещения, а на концах креста изображены апостолы-евангелисты. Верхний храм – просторный, светлый, сияющий позолотой – освящен Святейшим Патриархом Алексием II в 1998 году.
Здесь получили вторую жизнь некоторые старинные московские традиции и те, которые как-то были связаны с исторической жизнью обители. В Успенский пост здесь совершаются молебны с пением канона Пресвятой Богородице и с чтением акафиста Успению Пресвятой Богородицы и Ее жития. Такой чин существовал в Успенском соборе Московского Кремля. В дни памяти преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского совершаются всенощные бдения с акафистом. В праздник трех святителей, согласно традиции Московской духовной академии, совершается пение по напевам Греческой Церкви, а некоторые песнопения поются на греческом языке. В 1998 году при монастыре была открыта Московская регентско-певческая семинария.
Восстановлена старинная ограда и благоустроена территория, поскольку собор является объектом культурного наследия федерального значения. Ведь он – единственный архитектурный памятник, уцелевший от великого древнего монастыря Москвы.
Ставьте лайки, делитесь с друзьями в социальных сетях.
Приходите на мои экскурсии по сайту Дежурный-гид. рф
Через инстаграмм dezhurnii_gid
Через инстаграм dezhurnii_gid