Когда я спрашивал свою первую дочь, что она сегодня делала в детском саду, то получал обычно одни и те же ответы: «Поиграла, покушала, поспала, а потом ты пришёл».
В какой-то момент меня осенило, что если ты хочешь получать конкретные ответы, то нужно задавать конкретные вопросы. Попробуйте спросить следующее:
- Что сегодня было самым хорошим?
- Что сегодня было самым плохим?
- Что сегодня было самое веселое?
- Что сегодня было самое грустное?
- Что сегодня было самое вкусное?
- Что сегодня было самое невкусное?
Наша беседа с трёхлеткой растянулась минут на двадцать. Я узнал, что самым хорошим была сегодня прогулка. Миша оказывается толкается и это самое плохое, поэтому дочка плакала, но воспитательница его отругала. Обнаружилось, что самое веселое – это играть в кубики с Вадей, а самое грустное – это когда он ушёл. Зато там ещё были машинки и два телефона, один – маленький, другой – большой. Ей понравился маленький телефон, так как она маленькая, а мальчикам – наоборот. Самой вкусной была сегодня запеканка на ужин, а вот каша утром была чуть-чуть холодная.
Неплохо, правда?
Вы можете дополнить список вопросов, или его сократить, или вообще составить свой. Главное, чтобы он был определённым и подразумевал связку вопрос – ответ. Абстрактно – логическое представление формируется только после семи лет, до этого возраста малыши мыслят конкретными предметами – горячо или холодно, сладкий или горький, веселый или грустный.
Любите своего ребёнка, разговаривайте со своим ребёнком, и он обязательно вам ответит.
Задавайте свои вопросы в комментариях и не забывайте сделать жёлтую кнопочку серой.