Теоретическое введение
Международным языком» рок-музыки в целом и металла, в частности, негласно принят английский. Большинство групп из различных регионов мира, вне зависимости от происхождения поёт по-английски. Этим грешит, в частности, и обширная и разноплановая латиноамериканская сцена, где лишь несколько коллективов выбирают родной испанский язык. В то время, как в самой Испании рок-музыка и металл куда более патриотичны и пристрастны, достаточно многие именитые команды из этой страны поют по-испански, что, кстати, родит Испанию с Россией, у нас большинство наиболее популярных рокеров также поют по-русски. Существует даже понятие rock urbano (городской рок), определяющий испанскую рок-традицию как явление (здесь тоже уместна параллель с русским роком). Жанр «Rock urbano» возник после смерти Ф. Франко в середине 1970-х и включал в себя различные проявления мировой рок-культуры, в том числе и металл. Возможно, выбор родного языка стал одной из причин недостаточной популярности испанских групп на международной арене.
В то же время испанский, наряду с английским, является международным языком и занимает одно из первых мест по числу носителей. На этом языке говорит большинство государств Латинской Америки. Здесь ситуация с металлом несколько иная, чем на Пиренейском полуострова.
В странах Латинской Америки сформировалась достаточно представительная и разнообразная метал-сцена. Однако, этот регион находится в непосредственной близости от «житницы» всей мировой рок-культуры – соединенных штатов Америки. Вполне очевидно, что популярность металл-музыки в латиноамериканских странах – следствие культурного влияние США и конечно же американцы оказали больше влияние на «облик» здешнего металла. Большая часть латиноамериканских металл коллективов в своём развитии «ориентировались» на именитых собратьев из США. Надо ли говорить, что в этой ситуации языком песен часто выбирался английский.
До российского слушателя тяжелые гитарные риффы из Латинской Америки доносятся лишь фрагментарно. Из всего многообразия местных коллективов «на слуху» у наших меломанов лишь несколько коллективов. В основном на международной арене «прославились» музыканты из Бразилии, единственной стране где говорят не на испанском, а на португальском. Бразильские «металлические» монстры Sepultura и Soulfly выбрали языком своих песен не португальский а английский и работают в «теснейшем контакте» с музыкальной индустрией США.
А что же происходит в Испаноговорящей части? Здесь тоже есть кого послушать и наряду с несколькими известными англоговорящими командами заметно выделяется ряд коллективов, поющих на родном испанском.
В данной статье представлен небольшой краткий экскурс по наиболее известным группам из Испании и Латинской Америки, которые поют на испанском языке и представляют различные направления металла.
Fortaleza ( symphonic gothic metal, Mexico)
Группа образовалась в 2004 году в мексиканском городе Веракрус, крупнейшем городе одноименного штата. Группа играет музыку в стиле симфо-готик металл, иногда в их музыке присутствуют элементы дума. Относить группу к симфонику побуждает прежде всего высокий, близкий к классическому вокал солистки. Вокалисток группа меняла трижды. Голосом первого состава коллектива была Selene Cardel, известная в составе группы под именем Елена. Она покинула коллектив в 2011 году. Условно Елену можно назвать «мексиканской Тарьей Турунен», подобные параллели возникают при прослушивании . Тем более, что великая финка также начинала в выдающимся для своей страны симфоник-коллективе.
Основателями группы считаются бас-гитарист Хавьер Тронкосо Дельгадо и лидер-гитарист Карлос Рубен Рито Ньето. Замечу, что мне стоило большого труда найти полные имена музыкантов, часто они фигурируют просто под именами Рито и Хавьер. В нынешний состав группы, кроме Рито и Хавьера входят клавишник Пабло, ударник Габриэль и вокалистка Вирдиана. Новая вокалистка работает в группе с 2013 года и пришла на смену Ариане, отвечавшей за вокал в коллективе на протяжении двух лет после ухода Елены (в 2011 — 2013 годах).
Первый вышел в 2008 году и носил название «Fortaleza de la Soledad» (условный перевод — Крепость одиночества). В 2016 году вышел полноформатник «Chronicas de la Villa Rico», ставший пятым студийным релизом коллектива. В настоящий момент группа существует и продолжает музыкальную деятельность, в прошлом году они представили сингл Sigue Adelante, песня храктеризуется облеченным звучанием.
Horcas (Thrash Metal, Argentina)
Теперь из одной части культурно-исторического региона Латинской Америки переносимся в другой — из самой северной страны в самую южную и оказываемся в Аргентине, где познакомимся с самой экстремальной группой в нашем списке, командой из Буэнос-Айроса «Horcas” – название читается как Оркас - это слово переводится с испанского как «вилы», на это значение намекает и эмблема коллектива.
Также можно подумать, что речь идет о фэнтезийной расе «орков», тем более что метал-группы, как известно, достаточно часто эксплуатируют сказочную тематику. Что на самом деле значит название — мы можем только предполагать, но не исключено, что музыканты использовали остроумную игру слов.
Я не случайно назвал их экстремальными - их стиль находится на стыке двух жанров-первопроходцев, собственно хэви-металла и трэша, который считается прародителем экстрим метала. Эта группа является и самой возрастной в нашей подборке. Она была основана в 1988 году гитаристом Освальдо Сивиле, который до 1985 года играл в легендарной по аргентинским меркам группе «V8». Этот коллектив работает в жанре хэви-металл. После ухода из группы Освальдо вдохновился творчеством «Metallica», которые тогда ещё не эволюционировали и оставались главным «эталоном трэша». Новую группу Сивиле стал ориентировать в сторону «трэш-метала» и вполне закономерно, что у него получилось нечто среднее — что-то более экстремальное,чем «хэви» и при этом более щадящее, чем трэш. Близость к «аутентичной американской трэш-традиции» ощущается, а бэкграунд аргентинской метал-сцены и испанский язык текстов добавляют специфики, делая группу ещё более интересной. В своей новой группе музыкант также занял место гитариста. Вокалисты коллектива неоднократно менялись, что в целом вполне характерно. В 1997 году место у микрофона занял Вальтер Меса, сделав это позицию более менее стабильной и являясь голосом группы до сих пор.
Основатель группы Освальдо Сивиле ушел из жизни в 1999 году в возрасте 40 лет, но музыканты продолжили творческую деятельность. В данный момент в составе группы нет ни одного участника из первоначального состава. Дискография группы обширна. Самый свежий, известный русскому интернету, музыкальный релиз группы датируется 2013 годом и носит название Por Tu Honor – «В твою честь».
Mago de Oz (Folk Metal, España)
Сейчас речь пойдет о фолк-металл группе из Испании, которая называется «Mago de Oz». Фолк-металл уже самим названием раскрывает свою суть, это направление предполагает внедрение в металл элементов народной музыки, и нередко фолк-металлисты прибегают к «стилизации» своего творчества, используя фольклорные образы и народные сюжеты , зачастую эти сюжеты так или иначе связаны с язычеством и с языческим мировоззрением. Испания же — страна с глубокой католической традицией — налицо мировоззренческое противоречие.
Здесь всплывает своеобразный парадокс, что одной из самых известных групп за Пиренейскими горами является именно группа, играющая тяжелый фолк и поющая на языческие темы, одна из самых известных их песен называется «Fiesta Pagana» в переводе с испанского — языческий праздник. При этом музыканты идейно и музыкально достаточно далеки от так называемого языческого металла (Pagan Metal), который музыкально, как правило, более экстремален, чем обычный тяжелый фолк. А «Mago de Oz» как раз являются представителями более традиционного фолк-металла, в основе которого лежит металлическая основа пауэра.
Концепция группы вообще достаточно аморфна, название, как вы, наверное, уже догадались, имеет «сказочные корни» и переводится — Волшебник страны Оз, а в музыке соединяются элементы различных традиций рока, металла и фолк-музыки. Группа не загоняет себя в рамки одного жанра. Коллектив базируется в Мадриде и возник в 1989 году. Его основатель — Тксус де Феллатио , который по сей день занимает в группе место ударника и бэк-вокалиста
. За основной вокал в группе в настоящий момент отвечает Хавьер Домингес, пришедший в 2012 году. В песнях коллектива нередко встречается многоголосье и хоровые фрагменты. Помимо классических для рок и металл-групп инструментов музыканты также используют скрипки, флейту, аккордеон. Расширение инструментального ряда требует и расширения состава. Постоянный состав группы насчитывает девять человек.
«Mago de Oz» – достаточно позитивный и приятный на слух коллектив, имеющий обширную дискографию. На счету группы 14 полноформатный альбомов. Среди всех участников данной подборки эта команда наиболее знаменитая и плодовитая, музыканты могут похвастаться свежим релизом, выпущенным весной 2019 года. Альбом называется Ira Dei.
Пластинка концептуальна. В ней обыгрывается христианская тематика, что вполне соответствует духу региона и в то же время демонстрирует идейность коллектива. В поздних работах группа отходит от классического разухабистого фолка, звучание ряда треков альбома близко к симфонику.
Tierra Santa (Power Metal, España)
Южная Европа считается «житницей» пауэр-металла. Группа «Tierra Santa» представляет самый популярный как в Испании, так и во всей южной Европе жанр — пауэр металл. Пристрастие к этому жанру объединяет металл-сцены Испании, Италии и Греции. Многие групп из этих стран играют именно «пауэр-металл». Среди меломанов даже существует шутка: «что бы не играли испанцы — получается пауэр». «Tierra Santa» – как раз типичные представители «чистого испанского пауэра».
Группа интересна тем, что в отличие от приведенных выше фолкеров-магов, они в своём творчестве как раз нередко обращаются к богатому католическому прошлому своей страны, показательно уже само название «Святая земля». Нынешнее название группа обрела в 1997 г. , свою историю коллектив начал шестью годами ранее, в 1991 г., и тогда назывался «Privacy». После смены названия стабилизировался и состав коллектива. Лидером и гитаристом-вокалистом группы является Анхель Сан-Хуан, известный под именем Ангел. ( В испанском языке Angel читается как Анхель)
В своих песнях группа нередко затрагивает философские темы и исторические сюжеты. Известны их композиции «Medieval» и «Legendario», посвященные сюжетам испанского средневековья — Реконкисте и легендарному герою Сиду. Названные композиции дали названия двум первым дискам коллектива, вышедшим в 1997 и 1999 соответственно. Всего в активе группы 10 альбомов, крайний релиз носит характерное для тематики творчества группы название «Mi nombre sera leyenda» (моё имя могло бы быть легенда) и вышел в 2013 году.
Stravaganzza (Dark Metal, España)
«Stravaganzza»– группа очень популярная на Пиренеях, музыка этой группы является примером показательной для Испании тенденции: какой бы жанр не был «заявлен» коллективом, звучание оказывается близким к пауэр-металлу.
Музыку группы классифицируют как gothic, simphonic и progressive, однако влияние «духа пауэра» и общей эстетической парадигмы «южного металла» является очень ощутимым. Элементы готики и прогрессива в творчестве группы создают достаточно мрачный шлейф и особую атмосферу. Некоторые англоязычные ресурсы называют музыку группы Dark Metal, что в целом является компромиссным решением для обозначения причудливого синтеза жанров, воплощенного в очень стройной, достаточно глубокой и простой для восприятия концептуальной тяжелой музыке.
Центральной фигурой, гитаристом и вокалистом коллектива с 2006 года является Лео Хименес по прозвищу «Бестия» Он, пожалуй, самая известная фигура в Испании среди исполнителей металл-музыки. По уровню популярности в родной стране его можно сравнить с Валерием Кипеловым в России, хотя музыкант значительно моложе российского «дедушки Валеры», испанцу 40 лет и он является представителем другого музыкального поколения. До прихода в ряды группы «Stravaganzza» Хименес пел в хэви-металл группе «Saratoga».
На счету группы в данный момент четыре полноформатных альбомов, самый молодой из которых 2010 года выпуска. Дело в том, что в 2010 году группа прекратила своё существование, но, к счастью поклонников, не насовсем. 12 января 2017 года группа объявила о своём возвращении всё с тем же Лео Хименесом на вокале.
WarCry (Power Metal, España)
Включив в подборку команду «Tierra Santa», я решил, что будет несправедливо не упомянуть пройти мимо ещё одного коллектива, играющего «типичный южноевропейский пауэр», речь о проекте вокалиста Виктора Гарсии - «WarCry». Группа достаточно известна за пределами Пиренеев.
Это команда из северной испанской провинции Астурия. Несмотря на английское название, которое переводится как «Боевой клич», группа поёт исключительно по-испански. В центре творчества группы типичные для пауэр-металла темы: мифология и фэнтези. Группа существует с 2001 года и записала 9 полноформатников. Первый одноименный диск «WarCry» вышел в 2002. Знаковым можно считать альбом Revoluccion 2008 года, куда вошли такие хиты как «Ultima Esperanza” ( исп. «Последняя надежда») и «El Camino (исп. Дорога).
Последний на данный момент альбом группы вышел в 2017 году и запомнился уклоном в лирическое звучание.
При подготовке данной статьи я опирался на собственные вкусы и восприятие музыки указанных коллективов. Мне хотелось обратить внимание поклонников металла на крутые команды, которые в нашей стране, увы знают не многие. Большинство из них представляют «статичные», классические жанры тяжелой музыки, которые сейчас находятся в стадии стагнации и «вымирания», стремительно теряя свою актуальность. Но этот факт не делает музыку данных команд хуже. Пауэр, фолк, симфоник и трэш – это канонические и понятные жанры, которые всегда будут в ходу в той или иной степени.
Конечно же в испаноговорящем культурном пространстве ещё много разнообразных коллективов, играющих тяжелую музыку на любой вкус и цвет. Если Вы знаете крутые команды, обязательно напишите о них в комментариях.
Если хорошо поискать и подумать - можно много чего ещё найти. И возможно у этой статьи будет вторая часть.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что нет более субъективной области знаний, чем музыковедение.