Глава 22
Так за зиму мы запаслись цементом, камнем и кирпичом. Кирпич возили с Ельниковского кирпичного завода. Пора было думать о завозе бетонных перемычек для перекрытия оконных и дверных проёмов. Работы было невпроворот, но деваться некуда – кто-то должен и этим заниматься.
Так я стал строителем. И, надо сказать, познал я эту работу неплохо. Материальная база школы была очень плохой: не хватало керосиновых ламп для освещения классных комнат и коридоров, на одну комнату выделялось не более трёх-четырёх ламп. Отопление было печное, печи топились торфом.
В первую очередь я решил вопрос освещения. Для этого закупил и выделил на каждую комнату по 12 ламп. Конечно, в разы выросла и нагрузка на технический персонал: каждую лампу раз в сутки надо было заправлять керосином и вычищать до блеска ламповое стекло. Технический персонал не только убирал классные комнаты, но и топил печи, подвозил топливо из сарая до здания школы на салазках. Печи начинали топить в три часа утра. Одним словом, технички работали по 12-14 часов в сутки. Оплата же труда была крайне низкой. Но, не смотря на тяжёлые условия и низкую оплату, люди с охотой шли работать на эти должности. Дело в том, что в колхозе условия были ещё тяжелее, а оплаты не было никакой.
Надо заметить, что в связи со строительством нового здания, нагрузка на технический персонал ещё больше возросла – мы часто использовали их в качестве грузчиков кирпича, камня и других стройматериалов. Правда, все эти работы я им оплачивал.
Тяжелее было с вывозкой строевого леса из делянок, разбросанных по всей Мордовии. В частности, много их было около деревни Покатово. Охранял их Пётр Пономарёв, он же их и разрабатывал своей бензопилой. Семья у него была большая, детей около 8-9 человек.
Вывозил лес я в основном зимой на тракторах, которые брал у знакомых председателей колхозов. Хорошо мне в этом помогали Михаил Яковлевич Алексашкин, Дмитрий Терентьевич Варжин и многие другие. В качестве грузчиков я часто использовал мужчин из своего колхоза, из-за чего мы серьёзно ссорились с председателем колхоза Иваном Яковлевичем Семелевым. Мужчины с охотой ехали в лес в качестве грузчиков, так как я им неплохо платил.
Работа эта выполнялась почти в ночное время: порой мы выезжали из леса в 22 часа, а в школу приезжали к полуночи. Трактора с лесом я сопровождал на своей школьной лошадке, и всегда ночью обязательно рассчитывал грузчиков деньгами. Домой заявлялся поздно ночью, немного отдыхал и к 8 часам утра был уже на работе. Был я тогда молод, сил хватало на всё, думал, что не изношусь никогда, но время и годы постепенно брали своё.
Так, в бесконечных заботах начался и шёл 1961 год. В конце апреля этого года каменщики приступили к кладке стен, а в мае, используя ученические силы, мы выкопали траншею под фундамент внутренних стен, которые тут же стали заливать ленточными фундаментами.
Уже в июне потребовались железобетонные блоки для перекрытий проёмов. Изготавливались они только в Саранске, но Совет Министров МАССР запретил мне там их брать. Пришлось использовать знакомых для нелегального вывоза блоков.
Помог мне в этом главный инженер строительного отдела минпроса Новиков Виктор Иванович. Это был видный, солидный, грамотный инженер, любивший хорошо выпить. Вышел я на него случайно, предложил вечером посидеть в ресторане. Это, надо сказать, обошлось мне очень дорого. Выпивка продолжалась и на следующий день, но уже на заводе железобетонных конструкций. В итоге администрация этого завода предложила мне вывезти все эти перемычки в течение 10 дней. На весь этот объём требовалось примерно 200 автомашин. Но где же я мог взять столько транспорта?
Районное начальство отказалось мне помочь. Пришлось действовать самому. Начальником автохозяйства в Ельниках в то время был Егоров, также любивший выпить. Этой слабинкой я и воспользовался: поил его два дня, но в результате получил двадцать и более автомашин каждый день.
Конечно, зарплата моя плакала. Плакала от этого и моя жена, но дело, которое я возглавил, выигрывало. В районе моей деловитости завидовали, в минпросе я стал своим человеком, все материалы выписывались мне без задержек, строительство здания школы двигалось семимильными шагами.
В Ельниковском РАЙФО стали поговаривать о моих финансовых нарушениях, и к концу года прислали ко мне контроллёров из контрольно-ревизионного управления Минфина. Сидели они более десяти дней, но ничего крамольного не нашли.
В этой группе фининспекторов работала жена заведующего Ельниковским РАЙФО Зенкина, и после этой ревизии у меня сложились приятельские отношения с самим Зенкиным. Своей жене он доверял как богу.
После этой проверки в моей честности более никто не сомневался. За лето и осень 1961 года стены здания школы и котельной были возведены. Здание вместе с оконными блоками было готово – пора было готовиться к возведению крыши и перекрытий.