Автомат происходит от древнегреческого αὐτόματος «сам собою движущийся», из αὐτός «сам, он» + μέμαα «стремиться?».
Автоматом можно назвать действие, которое человек сделал автоматическим, происходящим само собой, без контроля или с очень небольшим контролем разума.
Например, мы ходим, бегаем, садимся, прыгаем, танцуем, ведём машину, говорим и много ещё чего делаем в основном с помощью автоматов. На выработку этих навыков часто ушло очень много времени. Например, вы наверняка видели, как кто-то учил ребёнка правильно произносить какое-то слово. Это была выработка автомата у ребёнка. После этого слово произносилось быстро и точно. Автоматизм произнесения сохраняется на всю жизнь.
Автоматы можно переустановить. Наверняка вы читали или слышали, как какой-то актёр или актриса рассказывали, что после поступления в театральное училище они много времени потратили на исправление своего «местечкового» произношения.
Такие фразы, как «а я чё, я ничё, я как все!», или слова «колидор», «тубарет», разные детские произношения «свабдя»(свадьба), «махина» (вместо "машина"), «транвай» и т.п. – это автоматы. Обычно именно так говорили родители или окружающие.
Есть ещё слова-паразиты типа «ну…», «э-э…», «значит…», «тэк вот» и так далее. Это тоже автоматы.
Правильное произношение родных и иностранных слов – это просто хорошие автоматы!
Пример со словами я привёл потому, что он очень реален для всех. Но автоматы не ограничиваются словами. Автоматическими могут быть привычки, реакции на что-то. Некоторые даже живут автоматически…
Я слышал рассказы типа «Встал утром, позавтракал, умылся, оделся, пошёл на работу. Прихожу, а всё закрыто. Стал стучать – вышел сторож и говорит, что сегодня воскресенье и завод (школа, фабрика, магазин) не работает…» И тут человек просыпается по-настоящему.
Дети копируют родителей, бабушек-дедушек. Это как бы способ выживания – если они дожили до такого возраста, то и у ребёнка есть шансы дожить, поэтому он будет повторять их действия, их манеры, их привычки. Ребёнок делает это бессознательно вначале. Например, дети-маугли, выросшие с животными, ходили и бегали на четвереньках и их с трудом обучали хождению на двух ногах. Нас умиляет, когда кроха берёт веник и подметает с бабушкиными словами «Насорили тут, ходют, ноги не вытирают!» и с тяжкими вздохами.
Позже выросшая девочка будет подметать уже с другими словами, а вздохи тяжкие вполне могут остаться на всю жизнь!
Многие автоматы люди не замечают не только за собой, но и за другими. Но если быть внимательным, то можно заметить, что человек, который часто кричит на других, повторяет кого-то из своего прошлого – чаще маму, папу, бабушку, дедушку, реже - учительницу, соседа, другого ребёнка.
Привычными образцами поведения становятся такие, которые привели к успеху! Поэтому дети их повторяют. Начал ныть; получил то, что выпрашивал – нытьё становится одним из успешных действий. Может быть для кого-то странно, но не все дети нытики!
Если вы задумались про свои автоматы, то для вас отличная новость – от них можно избавиться! Первый шаг – начать наблюдать, что вокруг вас происходит и что вы делаете сами. Вы с можете с удивлением заметить некоторые свои автоматы. Иногда даже этого бывает достаточно, чтобы от них избавиться.
Для «тяжёлых» случаев тоже есть работающие решения. Вот только они требуют некоторой вашей настойчивости. Таблетками автоматы не исправить!
Кстати, «таблеточный» способ решения проблем – это офигенный автомат, который в нас встраивают с детства «добрые доктора» и «заботливые родители».