Найти тему

Как начинающему поставщику заработать на закупках и избежать недобросовестных заказчиков?

Тендеры (электронные торги и госзакупки) — это современный способ оптовой продажи товара в сети интернет. Заказчик, которому нужен товар, пишет о потребности в этом товаре заранее на одном из специально предназначенных для этого сайтах (торговых площадках), а участники торгов (поставщики) видят эту потребность на сайте и подают заказчику свои предложения. Заказчик выбирает наилучшее для него предложение и заключает договор с выбранной организацией.

Торговая площадка — это сайт в сети интернет, на котором заказчик публикует информацию о том, что он планирует закупать.

Зачем в этом участвовать?

Прежде всего, это огромный готовый рынок товаров и услуг, где не нужно искать потребителей самостоятельно, тратить деньги на маркетинг, PR и отдел продаж.

Кроме того, конкурентная среда в разных регионах не одинакова. В некоторых регионах до сих пор существуют ниши, в которых мало поставщиков или нет вообще, а это значит, что есть возможность выигрывать торги по максимальной цене, которая как правило выше среднерыночной.

Благодаря участию в госзакупках можно обеспечивать регулярную загрузку производства на многие месяцы вперёд. Начинающим предпринимателям для участия в госзакупках вообще не нужен ни отдел продаж, ни офис, а лишь компьютер и электронная подпись. Если найдете низко-конкурентную нишу в каком-то регионе, то можете зарабатывать на простой схеме «Купить подешевле, продать подороже». Для поиска таких ниш можно воспользоваться аналитическим сервисом.

С чего мне начать?

Для начала нужно провести разведку и начать с анализа своего региона.

  1. На бесплатном поисковике poisktenderov.ru можно посмотреть, сколько закупок по интересующей теме было в прошлом году, чтобы иметь представление о спросе на  товар или услугу.
  2. Там же можно настроить бесплатный подбор торгов по тематике на свой e-mail.

Если видно, что торги есть и падение по цене на торгах такое, что это по-прежнему рентабельно для бизнеса, то необходимо действовать по порядку:

Теперь, если подбор торгов на  e-mail настроен, как рекомендовалось выше, остается ждать интересные закупки и внимательно читать условия контракта, прежде чем заявляться на участие.

А если я выиграю контракт, но не смогу его выполнить?

Если нарушать условия контракта не систематически и эти условия принципиально не влияют на его исполнение, то всегда есть возможность договориться с заказчиком и исправить ситуацию.

Если условия контракта будут грубо нарушены, например, поставлен товар, не соответствующий условиям договора, или вообще заявленная услуга не может быть оказана, то это повлечёт за собой расторжение договора в одностороннем порядке и внесение организации и её учредителей в реестр недобросовестных поставщиков. При попадании в этот реестр организация не может принимать участие в госзакупках на протяжении ближайших двух лет.

Говорят, что там все держится на откатах?

Такой стереотип действительно существует, но он сформировался со времён существования 94-ФЗ (это предшественник закона № 44-ФЗ). Закон, регулирующий порядок использования бюджетных денег, с каждым годом становится всё более императивным, поэтому у государственных заказчиков не остаётся возможностей подтасовывать результаты участия в закупках или уклоняться от заключения договора.

В то же время в торгах, проводимых в соответствии с 223-ФЗ (закупки на внебюджетные средства), по-прежнему остаются «законодательные дыры», и недобросовестные заказчики этим пользуются и по сей день. Коммерческие закупки никак не регулируются государством, а проходят по тем правилам, которые описаны в положении о закупках, которое коммерческое предприятие создаёт само для себя, поэтому здесь, конечно, коррупционную составляющую исключать нельзя.

Совет: Начинающему участнику электронных торгов лучше начинать с участия только в государственных закупках. Так будет проще понять правила игры и  быть защищенным от потенциальных манипуляций недобросовестных заказчиков.

Чем отличаются госзакупки, тендеры и торги?

Госзакупки, тендеры и электронные торги — это одно и то же. Отличия есть только в том, на какие деньги проводится закупка и на какую сумму она проводится.

По источникам финансирования торги делятся на:

  • Государственный заказ (госзаказ или госторги) — это закупки для нужд бюджетных учреждений. Такие закупки проводятся на бюджетные деньги, и порядок использования этих денег строго прописан в законе № 44-ФЗ.
  • Закупки на внебюджетные деньги — это закупки, которые проводятся в соответствии с требованиями закона № 223-ФЗ. Это закупки предприятий, в которых доля уставного капитала не менее чем на 50% принадлежит государству. Пример таких предприятий: концерн Калашников, предприятия ГК Ростех, Росатом и т.д. Также в соответствии с 223-ФЗ могут тратить свои деньги бюджетные учреждения, если они эти деньги заработали сами. Например, государственная больница получает финансирование из бюджета — это государственные деньги (тратит по 44-ФЗ), а еще у этой же больницы могут быть платные услуги — это уже внебюджетные деньги, и их она имеет право тратить в соответствии с 223-ФЗ.
  • Коммерческие закупки — это закупки любых коммерческих предприятий, которые решили закупать что-либо не прямыми договорами, а в соответствии со своим внутренним положением о закупках. Например, компания Tele 2 (оператор связи) имеет много филиалов по стране и не может контролировать закупочную деятельность по-другому, кроме как создать положение о закупках и проводить все закупки на электронной торговой площадке.

По критериям отбора победителей торги делятся на:

  • Аукцион — это форма торгов, победителем в которой считается участник, давший наименьшую цену. Аукцион проходит открыто, и во время его проведения любой участник может снижать свою цену неограниченное количество раз, чтобы перебить цену других участников. Это самая распространенная форма электронных торгов.
  • Запрос котировок — это упрощённая форма аукциона, когда Вы можете только один раз подать свою цену, и сделать её ниже уже будет нельзя. Победителем также считается тот, кто дал наименьшую цену. Как правило, сумма закупки в такой форме закупки не превышает 400.000 рублей.
  • Конкурс или запрос предложений — это торговая процедура, в которой ценовое предложение подается только один раз, но торги выигрывает не всегда тот, кто дал цену ниже, так как здесь уже играют роль несколько факторов. Важным критерием победы является, например, опыт исполнения подобных контрактов, происхождение товара, наличие СРО и лицензий и т.д. Все эти факторы рассматриваются в совокупности, и заказчик решает, с кем он будет заключать договор. Такую форму закупок обычно применяют для крупных контрактов от 10 млн. рублей, либо при закупке сложных дорогостоящих услуг.

Источник: https://izhtender.ru/electronic-bidding/