Найти тему
КИНЕТИКА

Как дошкольник двух профессоров в лужу посадил

Иногда маленький ребёнок оказывается сообразительнее, чем маститые учёные. Взрослые привыкли, что в мире всё подчинено каким-то системам, законами и принципам. А дети их ещё не усвоили, поэтому иногда могут решить задачу быстрее.

Эту историю мне рассказал коллега доктор физ.-мат. наук Захар Аронович. Он вместе с другом-профессором и 5-ти летним внуком возвращался обратно в Москву на поезде с Краснодара.

Задачка вроде простая...
Задачка вроде простая...

Куда едет поезд?

Приезжаем мы на станцию Россошь. На на соседнем пути останавливается товарный поезд. Вагоны большие, закрытые. Поезда стоят почти вплотную, из окна купе видно только стену соседнего вагона и больше ничего. Малыш смотрит в окно и спрашивает:

- Деда, а наш поезд сейчас стоит или едет?

- Ну, внук, на твой вопрос нельзя дать однозначный ответ. - говорит Захар Аронович.

- Деда, это почему?

- Твой дедушка прав, - поддерживает профессор - оба поезда могут стоять, а могут ехать в одну или в другую сторону с одинаковой скоростью. И то, что мы видим в окне, будет при этом одинаковым.

- Действительно, коллега! Это типичная задачка из начального курса физики об относительности измерений и системах отсчета.

- Но деда, поезд-то стоит или едет? Или ты просто не знаешь?! - удивляется малыш.

- Чтобы безошибочно это определить, нужно ориентироваться на статичный объект, который гарантированно неподвижен. Например, посмотреть в противоположное окно на здание вокзала. Но этого мы сделать не можем, т.к. шторка на том окне опущена и мы ничего невидим. Пока не изменятся условия, наша задача останется неразрешимой.

- Да нет же, деда, оба поезда точно стоят! - радостно кричит внук, упираясь ладошками в оконное стекло.

- И почему ты так решил?

- Я вниз вагона смотрю! У него колёса не крутятся. Значит он не едет!

- И в самом деле... - растерянно подтвердил профессор.

Оба учёных потом долго смеялись и хвалили внука за сообразительность.