Иногда маленький ребёнок оказывается сообразительнее, чем маститые учёные. Взрослые привыкли, что в мире всё подчинено каким-то системам, законами и принципам. А дети их ещё не усвоили, поэтому иногда могут решить задачу быстрее.
Эту историю мне рассказал коллега доктор физ.-мат. наук Захар Аронович. Он вместе с другом-профессором и 5-ти летним внуком возвращался обратно в Москву на поезде с Краснодара.
Куда едет поезд?
Приезжаем мы на станцию Россошь. На на соседнем пути останавливается товарный поезд. Вагоны большие, закрытые. Поезда стоят почти вплотную, из окна купе видно только стену соседнего вагона и больше ничего. Малыш смотрит в окно и спрашивает:
- Деда, а наш поезд сейчас стоит или едет?
- Ну, внук, на твой вопрос нельзя дать однозначный ответ. - говорит Захар Аронович.
- Деда, это почему?
- Твой дедушка прав, - поддерживает профессор - оба поезда могут стоять, а могут ехать в одну или в другую сторону с одинаковой скоростью. И то, что мы видим в окне, будет при этом одинаковым.
- Действительно, коллега! Это типичная задачка из начального курса физики об относительности измерений и системах отсчета.
- Но деда, поезд-то стоит или едет? Или ты просто не знаешь?! - удивляется малыш.
- Чтобы безошибочно это определить, нужно ориентироваться на статичный объект, который гарантированно неподвижен. Например, посмотреть в противоположное окно на здание вокзала. Но этого мы сделать не можем, т.к. шторка на том окне опущена и мы ничего невидим. Пока не изменятся условия, наша задача останется неразрешимой.
- Да нет же, деда, оба поезда точно стоят! - радостно кричит внук, упираясь ладошками в оконное стекло.
- И почему ты так решил?
- Я вниз вагона смотрю! У него колёса не крутятся. Значит он не едет!
- И в самом деле... - растерянно подтвердил профессор.
Оба учёных потом долго смеялись и хвалили внука за сообразительность.