Привет, друзья. После трогательного комментария под прошлой статьей о советских колонках «Электроника 25 АС 033», в котором один хороший человек поделился воспоминаниями о своем четырехдорожечном катушечнике «Ростов 102», мне почему-то тоже захотелось вспомнить свой первый магнитофон-приставку «Маяк 010». Собственно это я сегодня и сделаю в виде небольшого ностальгического очерка, без рассмотрения каких-либо конкретных технических характеристик.
Давайте же, вместе вспомним, что такого особенного было в Маяке 010, который едва лишь успел появиться (в 1983 году) на прилавках отечественных магазинов, как тут же стал заветной мечтой для многих аудиофилов.
Знаю, многие сейчас считают, что Маяк данной серии, при всех своих наворотах для тех времен, не тянул на звание лучшего отечественного магнитофона-приставки высшей категории выпускаемого серийно. Ведь, как показала практика, деки данной серии довольно часто ломались, были свои сложности в их ремонте и проблемы с запчастями. А стоимость (1900 рублей) этих устройств по тем временам, так вообще не оправдывала для многих советских граждан надобность в их покупке. Разве что, эти кассетные деки быстро окупались в студиях звукозаписи.
И пускай они так и не смогли обойти по качеству свой японский прототип – деку Hitachi 3300M. Все же, кто бы что сегодня про них не говорил, они реально не только не уступали многим тогдашним зарубежным кассетным аналогам, но и превосходили их по многим характеристикам. Кстати, в данном отечественном магнитофоне были использованы и зарубежные комплектующие – лентопротяжный механизм (Plank) с хитачиевским блоком головок, таким же, как в деке «Hitachi 3300».
Итак, что же мы такого можем вспомнить о Маяке 010 прямо сейчас?
Магнитофон-приставка работал совместно с внешним усилителем НЧ или УКУ с АС. Например, можно было использовать данную деку с ныне легендарным ретро-усилком «Бриг-у-001» (как раз таки предназначенным для усиления сигналов НЧ) или несколькими сериями усилителей от радиозавода «Радиотехника».
Он неплохо писал микрофон, электрогитару (помню, подключал Стеллу). И, естественно, качественные записи получались при работе данной кассетной деки в паре с другим магнитофоном или с радиоприемником.
В приставке применялся сквозной канал записи-воспроизведения, предоставляющий возможность прослушивать в реальном времени записываемую на пленку композицию (т. е. прямо во время записи можно было производить необходимые регулировки).
Еще, говоря о Маяке 010, нельзя не вспомнить о его функции «автокалибровка ленты», которая позволяла автоматически подстроить токи записи и подмагничивание под конкретную магнитную ленту (во многих других тогдашних отечественных деках запись производилась лишь по стандартным (заводским) настройкам).
Однако история показывает, что у Маяка с автокалибровкой иногда все же случались проблемы – он отказывался калибровать некоторые ленты отечественного производства из-за недостаточной ширины калибратора. А вообще эта дека была рассчитана на запись и воспроизведение наших тогдашних стандартных кассет МК-60 и МК-90 с магнитной лентой шириной 3,81 мм.
Еще из весомых преимуществ Маяка 010 можно вспомнить наличие в кассетоприемнике деки закрытого тракта (двух тонвалов, прижимающих и протягивающих ленту).
У данной модели был действительно классный мягкий лентопротяг с квазисенсорным управлением режимами работы лентопротяжечного механизма. Что позволяло производить выбор режимов работ ЛПМ в различных последовательностях.
Точно помню, можно было запрограммировать деку на повторное воспроизведение кассеты, при котором после того как кассета доигрывала до конца, она автоматически перематывалась устройством назад и начинала воспроизводиться заново.
ЛПМ данной приставки мог работать в режиме «Память по электронному счетчику» или в автоматическом режиме. Также в устройстве присутствовала кварцевая стабилизация скорости движения магнитной ленты.
Ну а добивал Маяк 010 своих кассетных стереособратьев родом из 83-го в плане преимуществ наличием в комплекте беспроводного пульта ДУ режимами ЛПМ и классным многофункциональным встроенным таймером, по которому можно было запрограммировать время включения воспроизведения или записи.
А что вы можете добавить о Маяке 010? Напишите, пожалуйста, в комментариях!