Значение разработки противоракетной системы С-300
В 1968 г. была поставлена задача по созданию новейшей мобильной многоканальной зенитно-ракетной системы С-300П (вариант системы С-300 для войск ПВО) для отражения массированных налётов всех видов воздушных целей, включая только что появившиеся тогда в США крылатые ракеты. Стратегическое значение для техники воздушно-космической обороны имеет уровень электронной компонентной базы. Именно потребности разработчиков комплексов С-300 в первую очередь инициировали развитие микроэлектронных производств в Зеленограде.
С первых лет существования НИИМЭ одним из основных заказчиков интегральных микросхем было ЦКБ «Алмаз», головное предприятие по разработке систем управляемого ракетного оружия. Для ЦКБ «Алмаз» в НИИМЭ и на «Микроне» было проведено более 20 опытно-конструкторских работ, разработано более 10 серий микросхем различного назначения и различной степени интеграции, от малых до сверхбольших. Большая их часть до сих пор остаётся в числе широко применяемых в новой аппаратуре. Начиная с 1950 г. ЦКБ «Алмаз» (тогда оно называлось «Специальное бюро № 1», а несколько позже — «Московское КБ «Стрела») занималось разработкой зенитных ракетных комплексов, которыми оснащались войска ПВО страны. Их высокие характеристики подтверждены в условиях боевых действий. Так, во Вьетнаме системой С-75 (предшественник системы С-300) было уничтожено более 4000 самолётов ВВС США. В ЦКБ «Алмаз» велись также разработки систем «воздух — воздух», «воздух — поверхность», «корабль — корабль», «земля — корабль» и «танк — танк».
Новым направлением в зенитных ракетных системах, способных поражать любые цели от высоты полёта 10-25 м до 30 км на дальности до 220 км твердотопливной одноступенчатой ракетой, явилось семейство С-300П. Эта система была создана для защиты от массированного воздушного нападения в условиях применения беспилотных средств и высокоточного оружия, интенсивных радиопомех, высоких скоростей и маневренности.
Об участии НИИМЭ в этих работах рассказывает Борис Васильевич Бункин — академик РАН, доктор технических наук, профессор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России:
«В 1968 г. мы — министр радиопромышленности СССР Калмыков, министр электронной промышленности СССР Шокин и я — приняли решение делать комплекс С-300 на интегральных схемах. Разработать микросхемы должен был НИИМЭ, возглавляемый в то время К. Валиевым. Мы выдали ТЗ, задали огромную номенклатуру. Это были массовые микросхемы серий 133, 136, 130, а также некоторые очень важные микросхемы для построения вычислительных устройств, например усилители управления магнитной памятью «Ишим». Требования мы задавали, в основном ориентируясь на Запад. Сроки были жёсткие. В НИИМЭ не всё получалось, их специалисты спрашивали: «А вот так сойдёт?» Наши размышляли и говорили: «Сойдёт!», и ТЗ корректировалось. Мы не упорствовали, вопросы решались системно. Так, если не получалось что-то в одном устройстве, например в антенном элементе фазированной решётки, то компенсировалось это в другом устройстве — за счёт повышения, например, чувствительности приёмника. Главное было — систему сделать. Так мы быстро продвигались вперёд. Много было трудностей. Но было взаимопонимание, и только благодаря этому и была создана система С-300».
Испытания С-300П начались на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) в 1975 году и заняли три года. В 1979 году первый полк С-300П встал на боевое дежурство. В настоящее время зенитный ракетный комплекс средней дальности С-300П является основой зенитно-ракетных войск ВВС России. Он предназначен для обороны административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военных баз от ударов стратегической и тактической авиации, а также стратегических крылатых и аэробаллистических ракет.