Найти тему

Размышления дедушки во время карантина в школе. Дети и домашние задания. Часть первая.

 Фото Vestirama.ru
Фото Vestirama.ru

После того, как школы закрылись на карантин по гриппу, наша семья решила, что это самое лучшее время для оттачивания педагогического мастерства дедушки. Возражения мои не принимались, так как я единственный неработающий в нашей семье. Кандидатура снохи, сидящей в декрете с девятимесячным внуком, на эту важную педагогическую должность не рассматривалась. Пришлось мне отложить на время все мои заботы, связанные с подготовкой к предстоящему садово-огородному сезону. В назначенное время ко мне были доставлены два моих орленка, которым я должен был заменить на определенное время всех учителей и родителей. Радостная внучка второклассница и улыбающийся внук первоклассник предстали перед дедом полные надежд на маленький "курортно-отпускной" отрезок своей нелегкой школьной жизни. Но строгие указания родителей и бабушки по освоению школьной программы во время карантина немного снизили градус радости. Но только совсем немного, чуть -чуть.

Началась наша "карантинная" жизнь. Утро. Пробуждение. Это самый радостный момент, проснуться самому, когда захочешь, а не по приказу родителей.Когда можно поваляться немного в постели, немного понежиться, потому что торопиться никуда не надо. Внук может поговорить с дедом о погоде, о планах на сегодняшний день, сбегать в соседнюю комнату, попытаться разбудить спящую сестру, получить от неё за это по полной и опять вернуться к деду. В конечном итоге встаем, умываемся, садимся завтракать. Завтрак приготовлен заботливой бабушкой перед уходом на работу. Деду остается только разложить все по тарелкам и проследить, чтобы всё было съедено до конца.

Потом начинаем "грызть гранит науки". Карантин карантином, но задания получены на каждый день. И вот тут начинаются мои первые размышления.

Фото Yandex.kz
Фото Yandex.kz

Сам-то я учился в первом классе школы маленького шахтерского городка под Челябинском 60 лет назад. В школу пришел, не зная ни одной буквы, не умея ни читать, ни писать. И тем не менее, я не помню, чтобы мама делала со мной уроки. Да и физически она не могла это делать, нас было у неё трое. Приходилось всё делать самому. Начальную школу закончил отличником.

Внук пошел в школу, зная весь алфавит, умея, коряво правда, писать и читать. Однако, когда я открыл его задания по математике, понял, что без помощи взрослых ему одному эти задания не осилить. Может, это рассуждение дилетанта, но мне эти программы показались очень суровыми и трудными. Пришел к выводу, что получить хорошие результаты к концу первого класса одному школьнику без помощи родителей невозможно. То есть, родители должны пройти весь курс первого класса вместе с учеником. Мне кажется, что это нерациональная трата времени родителей, которые приходят с работы уставшими. О матерях- одиночках, если нет рядом бабушек и дедушек, мне даже подумать страшно. "Домашка" в исполнении "Уральских пельменей" по поводу нагрузки всех членов семьи при выполнении домашних заданий школьников является стопроцентным попаданием в тему. Может быть, все-таки "ученым мужам" при создании школьных программ необходимо минимизировать состояние нервозности школьников во время приготовления домашних заданий. Я считаю, что психологическое здоровье юных граждан окупится государству сторицей.

Ладно, худо-бедно с заданиями по математике справлялись таки. Теперь поговорим о чтении.

Старшая сестра помогает брату освоить "Зарядку для хвоста" Г. Остера.
Старшая сестра помогает брату освоить "Зарядку для хвоста" Г. Остера.

Чтение- это второй повод для размышлений. Читать нынешнее поколение моих школьников не любит. Точно так же, как не любили читать их отцы, когда были школьниками. Отсутствие этой любви к книгам, к чтению у своих сыновей в их школьную и студенческую пору я списывал на шальные 90 годы, когда вся система образования пошла наперекосяк. Думал, подрастут, наверстают, полюбят книги. Думал так, опираясь на свой жизненный опыт, где книги играли решающую роль в моём развитии и образовании. До сих пор помню тот день, когда нас учеников, только научившихся читать, привела в городскую библиотеку зимой 1960 года наша первая учительница Анна Прокопьевна. Хороших домашних библиотек в то время практически у многих семей не было. Поэтому походы в городскую библиотеку стали для меня частыми. С особым упоением я рылся в книгах, выбирая себе те, которые мне были интересны на тот момент. Книги читал запоем, отдавал им все свободное время. Зимой часто просиживал с книгой до середины ночи, прислонясь спиной к теплой стенке печки. Телевизора тогда в семье у нас не было, поэтому жизнь во всем её многообразии я узнавал из книг. Стать обладателем какого- нибудь подписного издания в то время можно было только по большому блату. Тем не менее, по чуть- чуть, несмотря на наш скромный семейный бюджет, книг дома становилось всё больше.

Женился я будучи студентом, но и в это время старались с супругой по возможности пополнять нашу домашнюю библиотеку. В то время было два способа стать обладателем хороших книг. Первый способ. 20 кг макулатуры сдаешь и получаешь талон на книгу. Приходишь в магазин, отдаешь талон и деньги, книга твоя. Второй способ. В субботу проводилась лотерея. Если твой номер выигрывал, получаешь в магазине книги. За деньги разумеется. Однажды супруга так выиграла "Библиотеку приключений" в 20 томах. Радости было много.

"Библиотека приключений" 20 томов. Советские издательства 1983-1984 г.
"Библиотека приключений" 20 томов. Советские издательства 1983-1984 г.

Кроме этого, отдавали в переплет "Роман- газету", которую теща выписывала не один год. К тому времени, когда рухнул Союз, у нас уже была приличная библиотека. Но любви к книгам мы с супругой так и не смогли привить нашим детям. Тут уже появились первые игровые телеприставки, которые, конечно, выигрывали у книг своей зрелищностью, цветными картинками. Когда привез им первую приставку из Польши, у экрана телевизора они могли просидеть сутки, если бы мы это им разрешали. Освоили они её довольно быстро и хорошо. Мои попытки соревноваться с ними очень скоро подводили меня к быстрому и полному провалу. Книги автоматически ушли на второй план. Эти первые гаджеты, выражаясь современным языком, полностью завладели свободным временем подростков.

Но дальнейшее развитие этих технических средств обучения и развлечения позволил нашим сыновьям уже в нынешнее время все -таки вернуться к общению с книгами. Но уже в аудиоформате. Мы с женой очень рады тому, что вместо пустой нынешней музыки сыновья в поездках слушают аудиокниги. А книги из домашней библиотеки, которые мы надеялись, что захватят внимание наших внуков, к сожалению, опять же проигрывают современным гаджетам.

Каждый читает свою книгу.
Каждый читает свою книгу.

Мы с бабушкой стараемся соблюсти определенный баланс между книгами и смартфонами, запрещая пользоваться последними при нарушениях дисциплины, при невыполнении домашних заданий, но все равно смартфоны в их руках оказываются чаще, чем книги. Смартфоны более мобильны, функциональны, быстры. Технический прогресс. Приходиться с этим соглашаться. Продолжение дальше....

Всем спасибо. Здоровья, удачи.