Найти в Дзене
Palindrom.su

История Зеленограда (1967 год)

Оглавление
Возложение цветов на братскую могилу. Источник:из фондов ГБУК города Москвы "Музей Зеленограда" http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10238064
Возложение цветов на братскую могилу. Источник:из фондов ГБУК города Москвы "Музей Зеленограда" http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10238064

Духовная жизнь города

12 августа 1967 г. в издательстве «Советский писатель» вышел в свет сборник стихов «Космодром» молодого поэта-зеленоградца Анатолия Щербакова. Анатолий Александрович Щербаков (1936-2003) открыл в русской поэзии тему органической связи человека с космосом. Всего им написано свыше 20 книг стихов, переводов. Космонавт-2 Герман Титов писал о нём:

«Достоверность и поэтическая образность, эмоциональность и лиризм — отличительные черты поэзии Щербакова».

Вот что сказал Анатолий Щербаков о выходе своей книги «Космодром» в интервью корреспонденту газеты «Зеленоград сегодня» (№ 18 (132), 7 мая 1998 г.):

«К работе над этой книгой для издательства «Советский писатель» я приступил в апреле 1966 г.; книга стояла в плане издательства на 1967г. В неё я включил стихи, опубликованные в антологии молодой поэзии «Факел», в журналах «Октябрь» и «Огонёк», в «Комсомольской правде», прочитанные мною по радио и телевидению. В сентябре 1966г. ко мне в Зеленоград приехал поэт Дмитрий Голубков, назначенный редактором моей книги. Он внимательно прочитал рукопись и остался доволен. С Дмитрием Голубковым я был знаком, мы не раз выступали на творческих вечерах, относились друг к другу с большой симпатией. Я спросил у Голубкова: «Как думаешь, книга выйдет в 1967 г.?» — «Полагаю, что выйдет, — ответил Голубков, — но последнее слово за Егором Исаевым!» Книга стихов «Космодром» вышла в срок. Так я отметил десятую годовщину запуска первого искусственного спутника Земли».

В 1967 г. в 3-м микрорайоне Зеленограда открылся молодёжный клуб «Вече». Вот как вспоминает об этом один из инициаторов создания клуба, член зеленоградской команды КВН Геннадий Иванов:

«На исходе сопливой «оттепели» (так, с лёгкой руки писателя Ильи Эренбурга, интеллигенция называла хрущёвское время. — И. Б.) мы на базе нашей команды КВН с помощью секретаря Зеленоградского райкома комсомола Гены Плаксина открыли осенью1967 г. молодёжный клуб «Вече», как раз тогда, когда по всей стране ширилось и крепло движение по запрещению молодёжных клубов. Конечно, и наш клуб через полгода закрыли, превратив чудесное помещение в 3-м торговом центре, оформленное нашими художниками, в очень тихий и добропорядочный Дом знаний. Это произошло после посещения комиссии, один из членов которой сказал: «Вече?! Так это же боярская республика, угнетавшая народ!» Название сняли, мы ушли в знак протеста. Но этот дом ещё лет 20 народ ласково называл «Вече».

На весь Советский Союз прославилась зеленоградская команда КВН. В предварительных турах, которые проходили в Телевизионном центре, что на площади Журавлева в Москве, и передавались по телевидению на всю страну, команда Зеленограда убедительно победила всех соперников. Финал должен был состояться в Ленинграде в концертном зале «Октябрьский». Живописно рассказывает об этом капитан нашей команды КВН Игорь Морозов:

«К финальной игре, которая проходила в Ленинграде, мы готовились основательно. Писать сценарий нам помогал Аркадий Инин, подготовкой музыкальной части занималась Ирэна Сарнацкая. Гарик Черняховский из театра Вахтангова помогал осуществлять постановку. Игру мы провели блестяще и, несомненно, заслуживали первого призового места. Но «наверху» посчитали, что отдавать его команде из провинции (они воспринимали Зеленоград именно так) нельзя ни в коем случае. И победа досталась нашим «противникам» — команде из Минска. Ведь они представляли целую республику, к тому же отмечавшую своё 50-летие. Мы оказались не в той весовой категории. Но проиграли мы всего лишь 1 очко. Наивысший балл набрал конкурс на лучшее название мороженого. Мы продавали его возле Русского музея. Утром в понедельник — мороженое с килечкой, с огурчиком, опохмеляющее. Зал просто лежал. Долго ломали голову над конкурсом красавиц. Это сейчас таким шоу никого не удивишь, а тогда все было в новинку. Столько красивых девчонок собралось. Но мы хотели чем-нибудь удивить. И решили, что нашей красавицей будет Баба-яга в исполнении Бори Мансурова, которая распевала: «Всю себя измучаю — буду я самой лучшею…». А домашнее задание нам помогали снимать ребята из Фрязина. Фильмы назывались «Миллион за улыбку» и «Учебник вежливости». Ну, с первым всё понятно — в него вошли маленькие житейские зарисовки. Например, в магазине продавец вам вовсю улыбается, а сам держит палец на весах, и они зашкаливают… А ситуацию взаимной вежливости мы обыграли на примере сдачи готового дома комиссии. Тогда у нас только начали строить 9-этажки на Центральном проспекте, и мы съёмки проводили на одном из домов. Последним штрихом было падение одного из членов комиссии с верхнего этажа — он облокотился на плохо прикреплённые перила. На самом деле, конечно же, это было чучело. Но ничего не подозревавшие стоявшие рядом старушки решили, что человек вполне реальный. И даже придумали целую историю его трагедии».

В 1967 г. в 6-м микрорайоне был построен Дом пионеров (сейчас там школа № 854). Его директором была назначена Надежда Константиновна Жданова. Ей удалось создать творческий коллектив педагогов, воспитавших десятки тысяч юных зеленоградцев. За успехи в педагогической деятельности Н. К. Ждановой было присвоено звание «Заслуженный учитель России». При Доме пионеров в 1967 г. был образован детский хор «Кантилена». Со дня образования бессменным руководителем хора является Ирэна Леоновна Сарнацкая. Тогда же в хор пришла семилетняя Лена Салюк; через 23 года, в 1990 году, она стала вторым руководителем хора. Спустя некоторое время хор «Кантилена» перебазировался в школу № 676 (ныне гимназия № 1528), а затем в школу искусств № 8. Несмотря на неимоверные трудности с помещением для репетиций, хор «Кантилена» получил широкую известность как в России, так и за рубежом благодаря таланту руководителей и высокому мастерству исполнителей.

В этом же 1967 г. в Зеленограде была организована специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (СДЮШОР) № 111. Эта школа культивирует 5 видов спорта, причём два отделения — профилирующие: сильнейшее в России отделение по лыжным гонкам; сильнейшее в Москве отделение по греко-римской борьбе. Первым директором СДЮШОР № 111 был Ю. Л. Вахрушев. Сейчас школу возглавляет Копп Георгий Викторович . В школе занимается около 2,5 тыс. учащихся; они проходят три этапа подготовки: I — начальная подготовка (3 года); II — учебно-тренировочный режим (4-5 лет); III — группа спортивного совершенствования (до этого звена доходят единицы — один из двухсот учащихся).

Защитникам Москвы

22 января 1967 г. Исполком Моссовета утвердил проект памятника на могиле Неизвестного солдата.

Останки погибшего воина для памятника были взяты из захоронения на 41-м км Ленинградского шоссе. Второго декабря 1966 г. из Москвы прибыла правительственная комиссия для проведения эксгумации. А 3 декабря гроб с прахом погибшего солдата был доставлен в Москву, где и был захоронен у Кремлёвской стены.

Вспоминает полковник в отставке Василий Владимирович Григорьевский, зачинатель ветеранского движения в Зеленограде:

«В связи с 25-летием разгрома немецких войск под Москвой встал вопрос о могиле Неизвестного солдата в Москве. Начался поиск. В принципе, все направления под Москвой боевые (кто больше, кто меньше, — не будем выяснять). Предлагалось разное: даже взять землю и останки с Бородинского поля. Но перевесило все же то обстоятельство, что накануне, год назад, мы перезахоронили 11 солдатушек. Без имени-отчества. Имён так и не узнали: срок хранения бумажки в солдатских медальонах ограниченный. По 25 лет в земле сырой пролежали. Была образована комиссия по перезахоронению. Входил в неё и Рокоссовский. Деревянный гроб был вырыт и установлен там же — на 41-м километре на постаменте. Металлический гроб из титана был сделан на «Элионе». Гроб положили в гроб, сделана каска, все отхромировано. И ни в газетах, ни по радио ничего не говорили, чтобы не будоражить, не волновать. Люди переживают: чей неизвестный солдат — это, может, мой брат, мой отец, мой муж? Вы понимаете! У нас ведь сейчас где и не надо делают гласность. Не нужно этого. Открытие было грандиозное: по телевидению показали и т.д. А вот сам процесс перевоза — нет. Я почему про эту деталь говорю? Народ-то не знал. Гроб снимала с постамента государственная комиссия, и сам маршал Рокоссовский нёс его. А когда люди увидели этот эскорт, артиллерийский лафет, от 41-го километра до улицы Горького стояли ряды людей, как бы выражая своё последнее: «Прости!» Не знали ведь, всё распространялось как по цепочке. А 6 мая 1967 г. руководители и ветераны города собрались у танка на 41-м километре в ожидании Вечного огня. Огонь этот, взятый на Марсовом поле в Ленинграде (на том поле, где покоится прах революционеров, павших за народное дело в дни февраля и октября 1917 года и в гражданскую войну — это сейчас всё можно оплёвывать…), на бронетранспортёре, с красным армейским знаменем, направлялся к Москве. И остановился у памятника. И был митинг. И была Память. А 8 мая Вечный огонь зажёг Генеральный секретарь Брежнев. Почитайте вот эту брошюру: «Вечному огню сиять в веках!..» Да… «Сиять в веках»… Слезы теперь у нас на глазах! Слезы!.. У людей, ТАКОЕ переживших. Очернить можно все и вся, от начала и до конца. Ведь мы же чтим память войны 1812 года! Мы же чтим подвиг на Куликовом поле! Мы все отмечали 750-летие подвига Александра Невского и разгрома псов-рыцарей. Почему же мы так относимся сейчас к Великой Отечественной войне? Ведь наши люди защищали независимость государства от предписанного рабства. В чем же ОНИ виноваты?!» В Александровском саду вдоль Кремлёвской стены от Арсенальной башни в сторону грота протянулась площадка с тремя ступенями из серого шлифованного гранита. В центре — надгробная плита из крупных блоков красного полированного гранита. На ней — скульптурная эмблема из бронзы: на знамени, ниспадающем тяжёлыми складками, лежит ветвь лавра и солдатская каска. Перед надгробной плитой, в квадратном углублении, выложенном плитами полированного лабрадора, укреплена отлитая в бронзе пятиконечная звезда. В центре её горит Вечный огонь Славы, негасимое пламя озаряет бронзовую надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

* * *

Кратко:

• 1967 г. — Леонид Иванович Бычков, бывший до этого директором завода «Пьезоэлемент», сменил на посту председателя Зеленоградского исполкома горсовета Г. В. Бечина. Л. И. Бычков возглавлял исполнительную власть Зеленограда до 1970 г. • Январь 1967 г. — в 3-м микрорайоне открылась первая АТС. Правда, сначала она работала не на полную мощность. С некоторых номеров можно было позвонить только внутри Зеленограда. • 1967 г. — главным врачом поликлиники № 152 назначен Аркадий Михайлович Лерман. Он сменил Валентину Ивановну Григорьевскую, которая осталась главврачом построенной горбольницы. • 1 августа 1967 г. — открыта Центральная государственная трудовая сберкасса Зеленограда. Её первым заведующим в течение 30 лет была Валентина Дмитриевна Смирнова.

(продолжение)