В первой части я рассказал как долететь до Камчатки. Сегодня — как добраться до Эссо.
🚌 Автобус. Маршрут 215 Петропавловск-Камчатский-Эссо. Ходит каждый день. Расстояние 520 км. Отправление в 9 утра с остановки “10-й километр”. Это автобусная площадка с крутыми навесами, конечный пункт для многих автобусных маршрутов. В П-К нет трамваев, троллейбусов, метро, железной дороги. И никогда не было. Есть автобусы и маршрутки. Билеты продаются в кассе, которая расположена в ТЦ "Славянский". Рядом с автобусной площадкой. Проходите справа от центра мимо главного входа, дальше налево будет типа пристроя. Там и касса. Работает она не весь день. Если не успели, подходите с утра до отправления. Билет стоит 2200 р. на март 2020 г. Автобусы все не новые, корейские. Багаж можно засадить в боковые отделения. За большой придётся доплатить.
Наконец сели, поехали. Первая остановка Елизово, город-спутник, 30 км от П-К. Далее посёлок Сокоч, 100 км от города. Знаменит своими пирожками. Предприимчивые сокочане выстроили на этом целый бизнес. Смутно подозреваю — наиболее удачливые на заработанном на пирожках капитале уже выстроили виллы на Лазурном Берегу.
Всё это время автобус едет по широкой горной долине. Которая то сужается, то расширяется до нескольких километров. В хорошую погоду красивое зрелище! Сколько раз ездил, до сих пор смотрю открыв рот. Особенно когда солнце начинает играть с гребнями гор зимой или осенью.
Дальше до Мильково остановкой на туалет. Мильково - по камчатским меркам большое село. Тысяч 8-9. От города до Мильково много лет клали асфальт. Эта эпическая история известна всем местным. Осталось каких-то 20 км. Все затаив дыхание ждут, когда в этом году прогон П-К - Мильково станет наконец полностью в асфальте. Расстояние П-К -Мильково 300 км. Автобус приходит в Мильково в районе 13.30 на автовокзал. Построили его не так давно, несколько лет назад.
Автобус стоит до 14.30. Специально, чтоб народ мог пообедать. Традиционно многие бегают в кафе "Таёжное". Оно в метрах 150 от автостанции. На мой взгляд дороговато и качество так себе. Мне кажется персонал кафе давно сильно расслабился на гарантированных клиентах, которые проезжают на рейсовых автобусах. Цена обеда с первым, вторым, салатом 300-500р. Или можно перекусить в буфете на вокзале. Выбор небольшой, но заморить червячка можно. От кофе с булкой ещё никто не умирал.
После Мильково благостная дорога с асфальтом заканчивается, начинается гравийка. Зимой ещё ничего, всё смерзается. Летом разница с асфальтом уже ощутима. Особенно в начале лета, когда дорогу разбивают в распутицу. Дорогу начинают равнять грейдера. И так каждый год. На этом участке дороги горы отступают, их не видно. Слева. справа лес. Если есть пассажиры, автобус по дороге может заехать в посёлок лесозаготовителей Атласово. Он в километрах 10 к востоку от трассы. Проехали 153 километра от Мильково (453 от П-К) и на запад (налево) отворот на Эссо. Прямо уходит основная дорога на Козыревск, Ключи, Усть-Камчатск. От отворота ещё 69 км, вуаля, въезжаем в страну чудес Эссо. Автобус приходит в посёлок в районе 6 вечера. Плюс-минус на форс-мажор и дорогу. Зимой могут быть отмены рейсов если заметёт дорогу.
🚁 Вертолёт. Вертолётную площадку в Эссо держит камчатская авиакомпания "Витязь-Аэро". Центральный хаб у Витязей в селе Николаевка. В километрах 40 от П-К в сторону Елизово и далее Паратунки. Не совсем ближний край, лучше добираться с запасом времени. От остановки "10 километр" в П-К ходит бесплатный автобус для пассажиров, периодичность его поездок лучше уточнять у самих Витязей. Или добираться на машине. На рейсовом автобусе в сторону Паратунки совсем неудобно. Зимой Ми-8 ходит в Эссо 2 раза в неделю. Летом чаще. Продолжительность полёта 1 час 40 минут. Но расписание могут изменить в любой момент из-за погоды и спроса. Циклон прикатит и будете ждать неизвестно сколько. Обычное дело для Камчатки. То же касается и больших самолётов на материк.
Осенью 2019 в Эссо построили новое здание аэропорта. Менеджеры Шереметьево перестали спать спокойно. На авиационном поле России взошла новая звезда. Он реально неплох. Среди малых аэропортов Камчатки наверно из лучших.
О грустном. О ценах быстренько долететь с ветерком до Эссо.
Для "местных" стоимость намного ниже. Но всё равно по сравнению с автобусом (2200р) это дико дорого. Не скоро массовый пассажир будет летать местными авиалиниями. Ходят слухи о намерении запустить небольшие самолёты до города. Но когда это будет и цена перелёта — туман. Основным транспортом остаётся автобус.
Дальше Эссо нормальных дорог нет. В северные посёлки можно попасть или по зимнику или опять же вертолётом
🛑 Итого. Надёжно и относительно недорого с отправлением из П-К каждый день — автобус. Быстро, красиво, с ветерком — вертолёт. Но последний вариант можно смело вносить в рубрику "причуды миллионеров".