Найти тему

В 2020 году Масленичная неделя начнется 24 февраля, а сам праздник выпадет на 1 марта

Все слышали, что есть такой праздник – Масленица. Считается, что это сугубо народный, а самое главное - зимний праздник, точнее – проводы зимы.

 Шаймарданов И.Д.  Цикл «Псковская Масленица» 2015г.  Фото взято из открытых источников Яндекса
Шаймарданов И.Д. Цикл «Псковская Масленица» 2015г. Фото взято из открытых источников Яндекса

Но так повелось называть сие действо в атеистические времена. А вот раньше, до «изобретения исторического материализма», этот праздник предшествовал Великому посту. В православии мясо к этому дню уже исключалось из рациона народа, а вот молочные продукты еще можно было есть. А семь недель Великого поста – очень строго, нельзя ничего употреблять в пищу из того что летает, бегает и плавает. Только то, что растет. Ну а то, что ползает в России никогда не ели и пока не едят.

Собственно, поэтому и Масленица – поесть и повеселиться, как следует и от души, перед строгим постом. Ну, ведь не все коту Масленица.

Вообще-то, это деревенский или сельский праздник. Это следует из тех описаний его, что можно встретить в многочисленных этнографических книжках и справочниках. Ритуал Масленичной недели был свой в разных областях России. Но сейчас, особенно в этом мало морозном и малоснежном году, посмотреть или поучаствовать в масленичных мероприятиях, вряд ли удастся. Разве что по телевизору. Но одно дело веселье под тв камеру, совсем другое, как оно бывает на самом деле.

Шаймарданов И.Д.  Цикл «Псковская Масленица» 2015г.  Фото взято из открытых источников Яндекса
Шаймарданов И.Д. Цикл «Псковская Масленица» 2015г. Фото взято из открытых источников Яндекса

А вот мне довелось на все посмотреть своими глазами. Было это, скорее всего, в самом начале 60-х. По крайней мере, в школу я еще не ходил, это точно. Но уже был в сознании и понимал что к чему и отчего. Жили мы тогда в селе на западе Псковской области. Село большое, в нем располагались правление колхоза, школа и даже больница с амбулаторией. Как сейчас бы сказали, село при градообразующем предприятии.

До этого дня меня не пускали одного без родителей на массовые мероприятия. А тогда разрешили при условии, что на главное действо я пойду с отцом. Соглашался я уже в дверях, надевая на ходу пальто и шапку. Меня с нетерпением поджидали приятели, и мы стремглав понеслись на главную улицу села. Там уже во всю шло веселье – стояли группы молодых и не очень односельчан, разодетых и украшенных какими-то разноцветными лентами, особенно молодые девицы. День был не солнечный, но морозный, хотя приближение весны ощущалось во всем. Снегу было много.

В каждой группе, мне так показалось, был человек с гармошкой. Вокруг него пели частушки и даже приплясывали, что-то ели. Но мы прибежали на гуляния не ради частушек и плясок. Ждали проезда «поезда» из саней. Кто-то крикнул: « Едут!» Вот послышался звон колокольчиков, и показались первые сани. Мы приготовились – надо было выбрать удобную позицию. Кавалькада из саней (не помню, сколько их было, но точно больше трех) пронеслась мимо. Из каждой повозки в толпу бросали пригоршнями конфеты, пацаны стали их собирать. Вот не помню, что за конфеты это были. Но их было много, наши карманы пальто постепенно наполнялись. «Поезд» из саней с песнями и криками доехал до конца села, там развернулся и отправился назад. Все повторилось!

Вскоре подошел отец. Мы отправились в центр села. Им считался Т-образный перекресток, и находились все (всего три) магазины. Но главное, с моей точки зрения, это «Чайная». Там продавались божественные, не побоюсь этого определения, пончики с повидлом. Всегда свежие, иногда даже горячие, а про пирожное я тогда и слыхом не слыхивал. Народу было много, все громко разговаривали, смеялись. Чувствовалось напряженное ожидание. Я знал по рассказу родителей что будет и с большим вниманием наблюдал за происходящим.

На обочине дороги, в некотором отдалении стоял высокий, деревянный телеграфный столб. Провода с него сняли, а одну сторону полили, почти до самого верха, водой. Ждали, когда лед схватится. На самом верху в сетке (такой, которую называют «авоська») уже был подвешен на гвозде большой петух и бутылка вина. Желающий должен был без каких-либо приспособлений залезть по столбу и снять сетку с призом.

Наконец, организаторы решили, что лед уже хорошо схватился и можно начинать. Застрельщик долго не находился, все переминались с ноги на ногу, посмеивались, подначивали друг друга. Но не решался никто. Одна из женщин даже крикнула: «Хватит мучать петуха – снимайте его со столба». Петух от перепуга и правда стал выглядеть совсем плохо, голова свесилась через ячейку сетки. Он уже перестал истошно орать от страха.

                    Масленица. Лазанье на столб. Фото взято из открытых источников Яндекса
Масленица. Лазанье на столб. Фото взято из открытых источников Яндекса

И все-таки первый смельчак нашелся. Это был небольшой мужичок более чем средних лет. Он решительно скинул с себя черный полушубок, как водится, ударил оземь шапку и решительно шагнул к столбу. Толпа одобрительно загудела, все улыбались. Мужичка осмотрели – нет ли на нем каких-нибудь «хитростей». Он подпрыгнул и обхватил столб всеми конечностями. Выглядело это очень комично. Хохот стоял на все село. А когда смельчак стал пытаться продолжить свое восхождение, то хохот уже был на грани истерики. В конце концов, первый претендент обессилил и просто рухнул в снег.

Теперь уже желающих было много и даже выстроилась очередь. Здесь, как говорится, был и стар и млад. Но никто не смог добраться до приза. Только один умелец преодолел половину столба. Я уже стал замерзать, но стойко держался и не уходил. Хотелось все-таки увидеть, чем же это закончится.

И финал таки состоялся. Откуда-то сбоку, как мне показалось, выскочил молодой парень (потом отец сказал, что ему исполнилось 22 года), скинул пальто и варежки, а шапки на нем не было. Он подпрыгнул и очень ловко, а главное быстро, стал подниматься вверх. Народ одобрительно загудел и стал подбадривать. Приз был взят. Парень как- то буднично надел пальто, подхватил сетку с петухом и вином и затерялся в толпе.

В 2015 году я проезжал это село на машине. Столб был на месте, но теперь он был не деревянный, а из бетона.