Все слышали, что есть такой праздник – Масленица. Считается, что это сугубо народный, а самое главное - зимний праздник, точнее – проводы зимы.
Но так повелось называть сие действо в атеистические времена. А вот раньше, до «изобретения исторического материализма», этот праздник предшествовал Великому посту. В православии мясо к этому дню уже исключалось из рациона народа, а вот молочные продукты еще можно было есть. А семь недель Великого поста – очень строго, нельзя ничего употреблять в пищу из того что летает, бегает и плавает. Только то, что растет. Ну а то, что ползает в России никогда не ели и пока не едят.
Собственно, поэтому и Масленица – поесть и повеселиться, как следует и от души, перед строгим постом. Ну, ведь не все коту Масленица.
Вообще-то, это деревенский или сельский праздник. Это следует из тех описаний его, что можно встретить в многочисленных этнографических книжках и справочниках. Ритуал Масленичной недели был свой в разных областях России. Но сейчас, особенно в этом мало морозном и малоснежном году, посмотреть или поучаствовать в масленичных мероприятиях, вряд ли удастся. Разве что по телевизору. Но одно дело веселье под тв камеру, совсем другое, как оно бывает на самом деле.
А вот мне довелось на все посмотреть своими глазами. Было это, скорее всего, в самом начале 60-х. По крайней мере, в школу я еще не ходил, это точно. Но уже был в сознании и понимал что к чему и отчего. Жили мы тогда в селе на западе Псковской области. Село большое, в нем располагались правление колхоза, школа и даже больница с амбулаторией. Как сейчас бы сказали, село при градообразующем предприятии.
До этого дня меня не пускали одного без родителей на массовые мероприятия. А тогда разрешили при условии, что на главное действо я пойду с отцом. Соглашался я уже в дверях, надевая на ходу пальто и шапку. Меня с нетерпением поджидали приятели, и мы стремглав понеслись на главную улицу села. Там уже во всю шло веселье – стояли группы молодых и не очень односельчан, разодетых и украшенных какими-то разноцветными лентами, особенно молодые девицы. День был не солнечный, но морозный, хотя приближение весны ощущалось во всем. Снегу было много.
В каждой группе, мне так показалось, был человек с гармошкой. Вокруг него пели частушки и даже приплясывали, что-то ели. Но мы прибежали на гуляния не ради частушек и плясок. Ждали проезда «поезда» из саней. Кто-то крикнул: « Едут!» Вот послышался звон колокольчиков, и показались первые сани. Мы приготовились – надо было выбрать удобную позицию. Кавалькада из саней (не помню, сколько их было, но точно больше трех) пронеслась мимо. Из каждой повозки в толпу бросали пригоршнями конфеты, пацаны стали их собирать. Вот не помню, что за конфеты это были. Но их было много, наши карманы пальто постепенно наполнялись. «Поезд» из саней с песнями и криками доехал до конца села, там развернулся и отправился назад. Все повторилось!
Вскоре подошел отец. Мы отправились в центр села. Им считался Т-образный перекресток, и находились все (всего три) магазины. Но главное, с моей точки зрения, это «Чайная». Там продавались божественные, не побоюсь этого определения, пончики с повидлом. Всегда свежие, иногда даже горячие, а про пирожное я тогда и слыхом не слыхивал. Народу было много, все громко разговаривали, смеялись. Чувствовалось напряженное ожидание. Я знал по рассказу родителей что будет и с большим вниманием наблюдал за происходящим.
На обочине дороги, в некотором отдалении стоял высокий, деревянный телеграфный столб. Провода с него сняли, а одну сторону полили, почти до самого верха, водой. Ждали, когда лед схватится. На самом верху в сетке (такой, которую называют «авоська») уже был подвешен на гвозде большой петух и бутылка вина. Желающий должен был без каких-либо приспособлений залезть по столбу и снять сетку с призом.
Наконец, организаторы решили, что лед уже хорошо схватился и можно начинать. Застрельщик долго не находился, все переминались с ноги на ногу, посмеивались, подначивали друг друга. Но не решался никто. Одна из женщин даже крикнула: «Хватит мучать петуха – снимайте его со столба». Петух от перепуга и правда стал выглядеть совсем плохо, голова свесилась через ячейку сетки. Он уже перестал истошно орать от страха.
И все-таки первый смельчак нашелся. Это был небольшой мужичок более чем средних лет. Он решительно скинул с себя черный полушубок, как водится, ударил оземь шапку и решительно шагнул к столбу. Толпа одобрительно загудела, все улыбались. Мужичка осмотрели – нет ли на нем каких-нибудь «хитростей». Он подпрыгнул и обхватил столб всеми конечностями. Выглядело это очень комично. Хохот стоял на все село. А когда смельчак стал пытаться продолжить свое восхождение, то хохот уже был на грани истерики. В конце концов, первый претендент обессилил и просто рухнул в снег.
Теперь уже желающих было много и даже выстроилась очередь. Здесь, как говорится, был и стар и млад. Но никто не смог добраться до приза. Только один умелец преодолел половину столба. Я уже стал замерзать, но стойко держался и не уходил. Хотелось все-таки увидеть, чем же это закончится.
И финал таки состоялся. Откуда-то сбоку, как мне показалось, выскочил молодой парень (потом отец сказал, что ему исполнилось 22 года), скинул пальто и варежки, а шапки на нем не было. Он подпрыгнул и очень ловко, а главное быстро, стал подниматься вверх. Народ одобрительно загудел и стал подбадривать. Приз был взят. Парень как- то буднично надел пальто, подхватил сетку с петухом и вином и затерялся в толпе.
В 2015 году я проезжал это село на машине. Столб был на месте, но теперь он был не деревянный, а из бетона.