Найти тему
Америка глазами учителя

Как продать мазню за миллионы долларов? Руководство к действию.

Оглавление

Есть такое слово в английском языке, provenance, означающее владельца, который выставил предмет искусства на аукцион. Так вот, владелец какой-нибудь мазни играет куда большую роль, чем сама мазня. А тут ещё и ученик на днях подтвердил правильность моих слов на личном примере.

"Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом)" Марка Ротко. 1950 год. Владелец - Дэвид Рокфеллер.
"Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом)" Марка Ротко. 1950 год. Владелец - Дэвид Рокфеллер.

Начали новую главу с десятиклассниками. Европа конца XIX века. Действительность перестала казаться тем, что описывали физики и философы на протяжении веков, начиная с эпохи Возрождения. Появились Эйнштейн с эластичностью времени, Планк и Кюри с радиоактивностью и делимостью неделимых (буквально с греческого) атомов.

Фотографы поставили под сомнение достижения художников, которые стремились к передаче той действительности, которую теперь можно было запечатлеть нажатием одной лишь кнопки. И посыпались как из рога изобилия всевозможные стили типа абстракционизма и кубизма с кульминацией шедевра Малевича под названием "Чёрный квадрат". Как говорится, приплыли. Даже фамилия говорящая: Малевич.

Всегда интересно начать эту главу с нескольких картин, которые можно запросто продать с молотка за десятки, если не сотни, миллионов долларов. Пикассо, Кандинский, Малевич...

Мазня за большие деньги

Где в шутку, где на полном серьёзе, говорю своим ученикам, что они тоже могут нарисовать какой-нибудь абстракционизм вроде работ Джексона Поллока, только пооригинальнее, конечно, и продать своё творение за большие деньги.

Jackson Pollock. 1952 год.
Jackson Pollock. 1952 год.

Самое главное в их предприятии - найти очень богатого и очень известного покупателя. Известного хотя бы в кругах ценителей искусства, но обязательно при больших деньгах. Одним словом, provenance, вот что нужно прежде всего.

Этот известный и богатый знаток купит их мазню, который смог бы нарисовать любой ребёнок, подержит её у себя несколько лет, а потом выставит на аукцион. Все будут голову ломать, что такого гениального богач нашёл в картине и купят её, соревнуясь друг с другом в цене. О гениальности потом подумают, а пока надо деньги выгодно инвестировать. Картины же в цене только растут?

Очень интересный ролик про неимоверно важную роль, которую играют владельцы предметов искусства:

Личный опыт ученика

Пока я всё это рассказывал своим ученикам, один из них слушал меня очень-очень внимательно, как будто хотел что-то своё добавить, и добавил:

Точно! Как мой отец недавно сделал. Купил несколько лет назад одну картину за $15 тысяч, а продал её в прошлом году за миллион с лишним.

Что и требовалось доказать. Кстати, история с картинами Джексона Поллока очень похожа на историю, которую поведал мне тот ученик.

Серьёзное искусство

Дурят нашего брата эти богатые "ценители" искусства. Сразу Хрущёв всплывает в памяти на выставке авангардистов 1962 года, который не поскупился на хлёсткие выражения в адрес творцов искусства. А ещё на ум приходит сказка про голого короля.

1 декабря 1962 года. Хрущёв перед авангардом. Как увидел, так и описал.
1 декабря 1962 года. Хрущёв перед авангардом. Как увидел, так и описал.

Где-то я слышал, что по-настоящему серьёзные ценители и богатые люди вкладывают деньги только в картины, написанные до импрессионизма, включая и сам импрессионизм.

Правильно. То, что трудно создать, то и ценится. Где вот сейчас большинство картин из так называемого Евангелия от Поленова? Кому-то сильно повезло, когда большевики распродали их. Это вам не какой-то там Малевич или Кандинский...

Василий Поленов. "Кто без греха?" 1888 год.
Василий Поленов. "Кто без греха?" 1888 год.

Спасибо, что дочитали до конца. Заходите ещё!