Само собой разумеется, речь идёт не о стране в Южной Америке. Речь идёт о фильме Терри Гиллиама, премьера которого состоялась практически одновременно, 20 февраля 1985 года, во Франции и в Западном Берлине, в рамках внеконкурсного показа на Берлинском международном кинофестивале.
Ну, а что касается названия фильма, совпадающего с названием южноамериканской страны, то сам Терри Гиллиам в интервью Салману Рушди, объяснял его так: "Бразилия" родилась из ощущения приближающегося, неотвратимо надвигающегося 1984 года (имеется в виду роман-антиутопия Джорджа Оруэлла "1984" - FG). Изначально предполагалось другое название фильма - 1984½ . Феллини был одним из моих великих богов, и наступал 1984 год, и я решил объединить их. К сожалению, этот ублюдок Майкл Рэдфорд сделал свою версию "1984", и назвал ее "1984", так что все мои планы были сорваны. И фильм получил название "Бразилия" - только из-за песни."
Сразу после премьеры начался весьма успешный прокат фильма в европейских странах. Но не в США. Дело в том, что прокатом фильма в Европе и Азии занималась кинокомпания 20th Century Fox, а в США - компания Universal Pictures, руководству которой, конкретно Сиду Штейнбергу, не понравилась концовка фильма. Не понравилась тем, что не содержала канонического для американской кинопродукции хэппи-энда. Он потребовал от Гиллиама переделать финал. А когда Гиллиам отказался, поручил это сделать другим. В итоге 45 минут экранного времени из режиссёрской версии было заменено и общая продолжительность фильма сокращена со 143 минут до 131 минуты. И в таком кастрированном фильм вышел на экраны кинотеатров США лишь через 10 месяцев после европейской премьеры.
Впрочем, как отмечала в своей рецензии на фильм кинообозреватель The New York Times Джанет Маслин, даже в декабре 1985 года выпуска фильма на экраны американских кинотеатров не предполагалось. Только под давлением Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса Universal Pictures всё-таки выпустила фильм на экраны.
Однако, хотя Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса и присудила фильму свои первые премии как лучшему фильму года, за лучший сценарий и за лучшую режиссуру (причём, участником конкурса на первую премию за режиссуру наряду с Терри Гиллиамом был и Акира Куросава с его фильмом "Ран"), не все кинокритики с восторгом приняли "Бразилию". Например, Роджер Эберт оценил фильм всего двумя звездами из 4-х. В своей рецензии на фильм он писал: "Так же, как "1984" Джорджа Оруэлла представляет собой альтернативное видение прошлого, настоящего и будущего, так и «Бразилия» - это вариант романа Оруэлла. Фильм происходит в то время и в определенном месте, которые кажутся нам похожими, но с другой графикой, оборудованием и политикой. Общество контролируется монолитной организацией, а граждане ведут жизнь в условиях правительственной паранойи и всеобщего контроля. В любой момент полиция мысли может прорваться сквозь потолок и начать избивать несогласных. Жизнь злая и мрачная....В то время как скудная проза Оруэлла была экранизирована в прошлом году и обратилась в такой же скудный и суровый фильм (имеется в виду выше упомянутый фильм Майкла Рэдфорда - FG), «Бразилия» кажется почти возвратом к психоделическим 1960-м, к анархическому видению, в котором лучший способ улучшить вещи - взорвать их....У Гиллиама, видимо, не было финансовых ограничений. Хотя у «Бразилии» была сложная история с момента ее создания (долгое время Universal Pictures, казалось, не желала выпускать ее), было много денег, чтобы сделать ее. Фильм наводнен сложными спецэффектами, сенсационными декорациями, апокалиптическими сценами разрушения и общим отсутствием дисциплины. Как будто Гиллиам сел и выписал все свои фантазии, не обращая внимания на производственные трудности, а затем они были сняты - без должного контроля и внимания".
Впрочем, не исключено, что члены Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса и Роджер Эберт смотрели разные версии картины. Первые, наверное, смотрели полную, "европейскую" версию на полуподпольных закрытых показах, организованных для них самим Терри Гиллиамом. А Эберту, наверное, "досталась" официальная версия с типично американским благостным финалом, и эта благостность усилила ощущение психоделики и неразберихи. Кто знает? Не случайно Джеймс Берардинелли, сравнивая две версии, называет "американскую" версию ублюдочной, которой больше подходит штампованное название типа "Любовь побеждает всё".
В советских кинотеатрах фильм "Бразилия" не демонстрировался. Ни в той, ни в другой версии.
Решение Universal Pictures стандартизировать финал картины отразилось на её коммерческих показателях. При бюджете в 15 миллионов долларов кассовый сбор в США составил чуть менее 10 миллионов долларов.
Однако, коммерческие показатели отнюдь не отражают зрительскую оценку этого фильма. 69% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. Правда, трудно сказать, какую версию они посмотрели.
С учетом сказанного выше, по версии FilmGourmand'а, рейтинг фильма "Бразилия" составляет 7,862, и занимает он 910-е место в Золотой Тысяче.