Найти тему
Ловец снов

Странный человек на могиле

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Осенью 1892 года в салон известной парижской прорицательницы мадам Поппе вошел человек с бородкой и пышными усами. Представившись живописцем Альфонсом Мухой, он попросил погадать ему. Гость говорил по-французски с сильным акцентом и допускал ошибки, но хозяйка сразу поняла, что его интересует будущее. Художник, конечно же, не знал, что сейчас он услышит одно из самых удивительных пророчеств, звучавших в парижских гадательных салонах 1890-х годов...

Осмотрев руку клиента, мадам Поппе сразу же обрадовала мсье Мюша (так произносилась по-французски фамилия художника). Ему предстояла долгая и счастливая жизнь, насыщенная интересными событиями. «Я спешу осчастливить вас, мсье, - сказала гадалка. - Ваша жизнь сложится вполне благополучно, но только вот одно обстоятельство удивляет меня...» «Какое?» «Ваши похороны, мсье». «А что не так с моими похоронами?» - не на шутку встревожился Муха. Он впервые в жизни обратился к прорицательнице, и вдруг сразу же возникла тема смерти! Муха не ожидал этого. И вот что он узнал.

Мадам Поппе рассказала, как видится ей церемония похорон художника. «Меня вот что смущает, - сказала она. - Над вашим гробом произносит речь какой-то странный человек. Сразу видно, что он недолюбливает вас, мсье. И вообще у него такая аура, что он выглядит на вашей могиле почти посторонним. Все остальные люди, стоящие у гроба, излучают теплоту по отношению к вам... Все, кроме этого господина... Обычно над гробом говорят те, кто любил покойного при жизни, а в глазах этого человека почему-то нет любви к вам. Я не пойму, зачем он тогда взял слово? Это редчайший случай, мсье».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Муха несколько растерялся. Он впервые имел дело не с конкретным человеком, а с фантомом, родившимся в воображении гадалки. Попытавшись узнать, о ком идет речь, он мысленно перебрал всех знакомых, но так и не определил человека «без любви в глазах». До самой смерти он не узнал, кого имела в виду парижская гадалка. А ведь таинственный человек действительно появился.

Альфонс-Мария Муха родился в 1860 году в моравском городе Иванчице. Он был сыном местного нотариуса, и родители хотели, чтобы юноша пошел по стопам отца. Но судьба распорядилась иначе: он стал живописцем и отправился в странствие по Европе. В Париже его ждало знакомство с великой актрисой Сарой Бернар - знакомство, которое в буквальном смысле слова перевернуло всю жизнь художника. Создав несколько плакатов для спектаклей с участием Бернар, он по-настоящему прославился. А когда один пожилой полковник попросил Муху оформить комнату для спиритических сеансов, его авторитет вырос еще больше: художник создал впечатляющий интерьер, в атмосфере которого полковник и его жена могли беседовать с умершими. Эта комната была очень красива: росписи были наполнены аллегорическим смыслом, а мебель была изящной и удобной. Это было как раз в то время, когда проектировщиков подобных комнат обвиняли в жульничестве: считалось, что в столах и стульях спрятаны тайные колотушки, которые и производят желанные для участников сеанса стуки. Но Муху никто не смел в этом обвинить. Он уже тогда был очень авторитетен. Вскоре молодого чеха стали считать не только плакатистом, но и выдающимся мастером искусства интерьера.

Создав много произведений в разных жанрах, Муха ушел из жизни в 1939 году, незадолго до начала Второй мировой войны. В это время немцы усилили свое влияние в Чехии. Родной город художника стал называться по-немецки - Айбеншютц. Муха не вписывался в жизнь этого германизированного города. Гитлеровцы припомнили ему, что в 1920-е годы он создал картину «Болгарский царь Симеон». Она входила в обширный цикл, который назывался «Славянская эпопея». Немцы не посмели уничтожить или запретить этот замечательный цикл. Но они мечтали истребить всех болгар, и художник, прославлявший славян, был им ненавистен. Как некстати для властей были эти похороны! Местные власти распорядились, чтобы надгробное слово было холодным, сухим, а главное - ни в малейшей степени не пропагандировало бы культуру славянских народов. Произнести эту речь было поручено художнику-символисту Максимилиану Швабинскому. Свою задачу он выполнил довольно успешно: речь была формальной и сухой.

После похорон художника Мухи жизнь Швабинского вдруг круто изменилась: ему стало поразительно везти. Он стал обладателем многочисленных званий и степеней, награждался призами и орденами, широко пользовался благами жизни... Его карьера считается самой ослепительной и удачной в истории живописи стран Восточной Европы. Как будто бы, произнеся сухую надгробную речь на могиле коллеги-художника, Швабинский выполнил некое приказание судьбы, и получил в награду за это насыщенную биографию, а попросту говоря, счастливую и безмятежную жизнь. При жизни Мухи Швабинский никогда ему не мешал: оба художника внесли достойный вклад в европейский символизм. А противоречие между ними наметилось именно на грани бездны потустороннего мира. «Странный» участник похоронной процессии выполнил свою роль...

Так сбылось пророчество парижанки мадам Поппе. Все оказалось правдой в ее словах. Биографы Мухи говорят, что поскольку художник оформлял интерьеры комнат для спиритических сеансов, он и сам постепенно стал хорошим медиумом. Поэтому и нагадать такому «прозрачному» человеку было легко. А прорицание мадам Поппе все же осталось в истории светской жизни Парижа как одно из самых таинственных.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые невероятные и пугающие истории.