Жил да был на свете граф Дракула. И был он настоящим извергом, кровожадным и жестоким тираном. Сотнями сажал на кол, варил головы в котле, разрубал заживо на куски и пил кровь. Растиражированный литературный образ Брэмом Стокером, а затем и кинематографистами, являют нам страшного вампира, пьющего кровь. У знаменитого вампира Дракулы действительно был прототип – князь Валахии (Румынии) Влад Дракула (Цепеш), румынский князь, правивший в XV веке. По сей день этого князя величают «великим извергом», который затмил своими злодеяниями Ирода и Нерона.
Широко растиражированные литературой деяния князя леденят кровь. Образу несведущего читателя предстаёт настоящее чудовище, которое прибивало головы послов гвоздями, неснявшими перед ним шапки, сжигал заживо бродяг, любил взирать на муки посаженных на кол во время своих пирушек и прочие ужасы. Такой же образ соответствует и немецким книжным гравюрам, хотя они появились уже после гибели «тирана».
Если же взглянуть на прижизненный единственный портрет князя Влада Цепеша, малоизвестный в России, то любого постигнет по меньшей мере недоумение. Человек на портрет явно не тянет на «садиста» и «маньяка». Прежде всего поражают большие страдальческие глаза. Неестественная худоба, явно видна печать глубокой скорби и страдания на челе. Ни тени злобы и жестокости в этом измождённом страдальческом лице нет. Так кто же на портрете – жертва или палач?
Свидетельства о злодействах князя Дракулы – это только вершина айсберга. В большинстве своём мы судим о поступках Влада Цепеша по немецким повествованиям того периода, между тем, оставляем без внимания письма самого князя и другие официальные документы того времени.
Итак, Влад Цепеш возглавил Валахию в 25 лет в один из самых трудных исторических периодов в 1456 году, когда Османская империя, расширяя свои владения, вовсю хозяйничала на Балканах. Уже турки подмяли под себя Болгарию и Сербию, пал Константинополь и ряд других христианских государств. Но князь маленькой страны успешно противостоял туркам, и даже в 1458 году совершил поход против них на территорию оккупированной Болгарии. Европа, опасавшаяся экспансии султана Мехмета II на запад, приветствовала лидера маленького княжества. А итальянцы назвали жителей Валахии «Draguli».
Война с Турцией была неизбежна, турки мечтали свергнуть неугодного князя. На престол Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Князь понимал, что противостоять самой мощной армии султана он не сможет и попросил помощи у союзников, в числе которых был римский папа Пий II, король Венгрии Матьяш Корвин и другие правители христианских государств. Папа обещал дать денег на крестовый поход против турок, но, когда в 1462 году враг наступал, Дракула остался один.
Вынужденный бороться своими силами, чтобы спасти родную землю он использовал тактику террора. Всё мужское население было призвано на защиту от врага, начался продовольственный кризис, врагу доставались дотла сожжённые деревни, а пленных турок он сажал на кол. Эта тактика устрашения работала против врагов, ибо он уничтожал их тем же способом казни, который был популярен в самой Османской империи и применялся против христиан.
В конце концов паника в рядах турок усиливалась и султан ушёл из Валахии, оставив часть войска Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук брата. Однако, не так страшны враги, как страшны «друзья». Вероломное предательство молдавского князя Штефана, друга и двоюродного брата князя Цепеша, примкнувшего к войскам Раду, заставило Дракулу отступить в Трансильванию. Воевать на два фронта у него уже не было возможностей.
Дома в Трансильвании его ждал сюрприз: ещё один «друг» венгерский король Матьяш Корвин. Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», якобы вступившего в переписку с османами, где князь Валахии предлагал Мехмету захватить Венгрию. Большинство историков считают это письмо фальсификацией, однако никаких документов не сохранилось. Они были «утеряны» по чьей-то доброй воле, остались только копии на латинском языке, приведённые в «Записках» папы Пия II.
В 1462 году Влада Цепеша арестовали и отправили в венгерскую Буду, где содержали прикованным цепями около 12 лет. Истинная же причина предательства была банальной: деньги. Согласно «Венгерским хроникам» Антонио Бонфини, Матиаш Корвин получил от Пия II 40 000 гульденов на подготовку похода, а тот их прикарманил, а вину возложил на своего вассала. Однако Пий усомнился в предательстве храброго князя, осмелившегося восстать против всесильных османов. И Николассу Модруссе, своему посланнику в Буде, дал поручение разобраться во всём.
Вот как Модрусса описывает внешность венгерского узника: «Он был не очень высоким, но очень коренастым и сильным, с холодным и ужасным видом, сильным орлиным носом, вздутыми ноздрями и тонким красноватым лицом, на котором очень длинные ресницы обрамляли большие, широко открытые зеленые глаза; густые черные брови делали его вид угрожающим. Его лицо и подбородок были выбриты, но имелись усы, вздутые виски увеличивали объем его головы, бычья шея связывала его голову с туловищем, волнистые черные локоны свисали на его широкие плечи».
Посланник Пия не оставил свидетельств того, что именно говорил в свою защиту Влад Цепеш, однако сохранившиеся описания его внешнего вида говорят красноречивее слов. Князя жестоко пытали, об этом свидетельствуют распухшая голова и лицо, налитое кровью.
Но Матьяшу Корвину этого было мало, и по свидетельствам того же Модруссы, он распускал о своём пленнике ужасные слухи о том, что на его совести тысячи замученных мирных крестьян, тысячи заживо сожжённых и посаженных на кол и прочее. Интересно, что до доноса, появившегося в 1462 году, нет документальных свидетельств о массовых убийствах. А внутренние походы в Трансильванию, где князь Валахии уничтожал внутренних врагов и предателей, не вызывали такого резонанса.
Тем не менее, Пий II, бывший другом германского императора Фридриха III, и сочувствующий саксонцам Трансильвании не стал вмешиваться во внутренние дела Венгрии. Сам Матьяш не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленную смерть, и продолжал активно тиражировать его зловещий образ.
Но судьба подарила князю Валахии ещё один шанс. Во время правления Раду Красивого в Валахии вновь хозяйничали турки, что не могло не волновать нового папу римского Сикста IV, который и вмешался в судьбу венгерского пленника. После освобождения летом 1476 года, Влад возглавил венгерскую армию и направил её на Валахию через Трансильванию с целью вытеснить турок. Отбросив турецкие войска, он вновь занял престол Валахии, правда ненадолго, кругом его окружали враги и «друзья. В декабре того же года он погиб, и хотя смерть его окутана тайной, вероятнее всего он пал жертвой предательства.
Известно, что после смерти его голову подарили турецкому султану и она долго была выставлена на одной из площадей Константинополя. А его обезглавленное тело было погребено в часовне, построенной самим Владом. Так гласят румынские источники фольклора. Справедливости ради стоит отметить, что венгерский король Матьяш, прозванный Великим и Святым, сам посадил на кол не одну тысячу человек. Что же касается князя Валахии, то сохранились грамоты, согласно которым он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, отстаивал права граждан Валахии. Кроме того, он настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казнённых преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю.
Два диаметрально противоположных образа Влада Дракулы не имеют ничего общего. Но если вглядеться в портрет князя Валахии, что мы можем прочитать в этих мудрых и печальных глазах? Может быть, глубину страдания за свой любимый народ, которому он отдал всю свою жизнь?
Прозвище Цепеш (Tepes - от румынского tepea - кол, буквально - Протыкатель, Сажатель на кол) Влад получил от своих врагов. Так при жизни князя называли боявшиеся и ненавидевшие его турки. Однако в самой Валахии и в других христианских странах он был известен как Дракула, то есть "Сын Дракона" (прозвище, унаследованное Владом от отца). Так его называли во всех официальных документах, так он подписывал некоторые свои письма. Румынское прозвище Цепеш впервые было упомянуто только в 1508 году, спустя тридцать два года после гибели Влада. Однако, несмотря на эти факты, большинство современных историков называют Влада III Цепешем, а не Дракулой.
Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!
Друзья, написать статью - большой труд, поставить лайк - мгновение!