Россия — один из самых молодых и важнейших рынков для компании Coca-Cola. Его история символично началась вместе с московской Олимпиадой 1980 года, ставшей предвестницей больших перемен в стране.
1980: Олимпийская вода
Впервые Coca-Cola, а вместе с ней и Fanta попадают в СССР в качестве официальных напитков московской Олимпиады 1980 года. The Coca-Cola Company успевает заключить контракт с советским правительством еще до того, как США призывают весь мир бойкотировать Игры.
Продукцию компании начинают производить на нескольких столичных заводах еще в конце 1970-х, и «заморскую колу» пробуют тысячи советских людей. Правда, пить ее приходится не из фирменной фигурной бутылки: Coca-Cola разливают в стандартную стеклянную тару объемом 0,33 литра. А вот специальные палатки, в которых продают напиток, привозят из Германии — в СССР на тот момент таких просто не было. После окончания Игр палатки передаются в дар советскому правительству.
1989: Первая в СССР наружная реклама
Свое “Back In The USSR” Coca-Cola совершает в конце 1980-х. На волне демократизации страны начинаются поставки напитка из-за рубежа. Первый автомат по продаже напитков компании Coca-Cola в Советском Союзе был установлен в холле гостиницы «Международная» в 1988 году. А в 1989-м символом нового времени стал огромный неоновый знак Coca-Cola на Пушкинской площади в Москве. Это была первая в СССР наружная реклама. Так Coca-Cola принесла в страну не только новый вкус и стандарты качества напитков, но и свои достижения в области маркетинга и инноваций.
1991: Появление представительства
На фоне растущей популярности напитка компания Coca-Cola решается на открытие в Москве собственного представительства. Головная компания командирует в страну всего несколько иностранцев, основа штата — российские специалисты.
1992: Первые заводы
Обычно компания Coca-Cola не занимается непосредственным производством напитков, а привлекает для этого независимые компании-ботлеры. Однако, учитывая необычность нового рынка, первые производственные площадки в Ставрополе и Волгограде Coca-Cola покупает сама. Старые советские заводы реконструируются, там устанавливают современное оборудование.
1994: Везде Coca-Cola
Открывается завод в Москве — первый из построенных компанией с нуля. Красную ленту перед воротами завода торжественно перерезают глава центрального европейского отдела компании Невилл Изделл и тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Через год после открытия на московский завод с визитом приезжает Билл Клинтон, в то время — президент США. К строительству заводов компания Coca-Cola активно привлекает соинвесторов. К примеру, совладельцами московского предприятия стали известный хирург Святослав Федоров и политический деятель Гавриил Попов. По такой же схеме в течение трех лет открываются заводы на всей территории страны: в Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде, Красноярске, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке, причем производственная линия во Владивосток доставляется прямым рейсом самолета «Руслан» из США. Coca-Cola становится доступной на всей территории России.
2001: Модель в действии
Добившись отличных результатов на российском рынке, компания Coca-Cola решает воссоздать и в нашей стране классическую схему своей работы. Все 11 заводов продаются одному из крупнейших ботлеров компании — греческой Coca-Cola Hellenic, лидеру по производству безалкогольных напитков в Европе. Так и в России выстраивается система, которая эффективно работает во всем мире: компания Coca-Cola производит и поставляет основы напитков, занимается продвижением марок и следит за качеством напитков, а ее партнер-ботлер сосредотачивается непосредственно на производстве и продаже готовой продукции.
2005: Самый сок
The Coca-Cola Company совместно с Coca-Cola Hellenic приобретает компанию «Мултон» — второго по величине производителя соков в России. Собственностью Coca-Cola становятся самая популярная в России соковая марка «Добрый», а также бренды Rich и Nico. Компания приобретает очень успешный бизнес и при этом не делает резких движений: кадровые изменения на приобретенных предприятиях минимальны. В то же время сделка с Coca-Cola открывает широкие возможности для дальнейшего развития «Мултон»: на треть расширяется зона распространения соковой продукции.
2007: Хороший задел
Coca-Cola Hellenic становится владельцем только что построенного завода компании «Аква Вижион», расположенного в Московской области. Ботлер получает хороший задел производственных мощностей, позволяющий и дальше наращивать объемы выпуска напитков. В ходе сделки компания покупает и права на бренд botaniQ, под которым выпускаются инновационные напитки на основе натурального сырья.
2008: Настоящий квас
Coca-Cola выводит на рынок квас «Кружка и Бочка». Это новая категория напитков для компании, однако далеко не первая подобная практика. В активе The Coca-Cola Company немало локальных брендов, в том числе и российских. К примеру, в 1999 году на рынке появилась серия лимонадов «Фруктайм» с «родными» для российских потребителей названиями — «Лимонад», «Тархун», «Дюшес» и другие. Тем не менее даже на этом фоне квас стоит особняком, ведь в отличие от большинства других безалкогольных напитков при его производстве применяется технология живого брожения. Небольшие партии напитка были направлены на дегустацию в США и страны Западной Европы. Русский квас «Кружка и Бочка» добрался даже до Олимпийского пресс-центра в Пекине. Так что не удивляйтесь, если увидите этот русский напиток в отпуске или командировке.
2010: Больше соков
Компания Coca-Cola приобретает компанию «Нидан» — одного из крупнейших российских производителей соков. Любимые потребителями соки «Моя Семья», «Да!», Caprice теперь так же широко распространяются и тщательно контролируются при производстве, как и вся остальная продукция компании в России.
2013: Пронеси олимпийский огонь!
Накануне Олимпийских игр «Сочи 2014» компания Coca-Cola в девятый раз стала представляющим партнером Эстафеты олимпийского огня. В 2013 году Coca-Cola организовала общенациональную кампанию по выборам олимпийских факелоносцев, в результате которой право пронести олимпийский огонь по улицам российских городов получили 2 014 человек — те, кто собственным примером продвигает среди окружающих активный и здоровый образ жизни.
Эстафета олимпийского огня начала свой путь из Москвы 7 октября 2013 года. В зоне часовой доступности от маршрута Эстафеты оказалось 90% населения России — почти 130 млн жителей России. Длина маршрута составила более 65 000 км, 14 тысяч факелоносцев пронесли олимпийский факел «Сочи 2014» через 2 900 населенных пунктов всех 83 субъектов России. Эстафета «Сочи 2014» признана самой продолжительной среди всех национальных эстафет, полностью проходивших на территории страны, принимающей Игры.
2014: Вливайся!
Этот год для компании Coca-Cola в России начался с олимпийской нотки ― в Сочи стартовали зимние Олимпийские и Паралимпийские игры. Олимпиада стала необычайно успешной как для российской сборной, лидировавшей в общем медальном зачете, так и для Coca-Cola. Наши павильоны, установленные в Олимпийском парке, привлекли множество посетителей, а все спортсмены и гости праздника с удовольствием пили напитки, произведенные компанией. Слоган олимпийской рекламной кампании Coca-Cola ― «Вливайся!».
2016: Разделяй с нами
В России стартует проект продвижения культуры и практики раздельного сбора отходов «Разделяй с нами».
2018: Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™
Coca-Cola — официальный и старейший партнер FIFA — поддержала Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России™, который прошел в 11 городах и собрал миллионы зрителей.
Компания предоставила напитки посетителям матчей и спортсменам, вместе с FIFA и Оргкомитетом «Россия-2018» организовала раздельный сбор и утилизацию отходов во время мундиаля, а также провела масштабную кампанию в поддержку людей с особенностями интеллектуального развития #готовы #открыть сердца.
Материальным наследием Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ стали инклюзивные игровые парки с футбольными полями. Их открыла в 11 городах система Coca-Cola совместно с Фондом «Обнаженные сердца».
Кроме этого, Coca-Cola провела Тур Официального Кубка, который стал самым продолжительным путешествием главного футбольного трофея планеты по стране-хозяйке мундиаля: его увидели в 25 российских городах — от Калининграда до Владивостока.
Больше статей на эту тему на Дзене:
0,2% ВВП РФ: что Coca-Cola в России сделала для экономики и общества за год?
Сироп в обмен на автомобили «Лада»: как появилась Coca-Cola в СССР
И даже «растительное молоко»: 3 бренда Coca-Cola в России, о которых вы могли не знать
Откуда к нам везут концентрат Coca-Cola? Репортаж с московского завода
В Японии есть прозрачная Coca-Cola! По слухам, она была еще в СССР