Найти в Дзене
Непопулярное мнение

Классика посткиберпанка

Оглавление
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Обычно в таких статьях я пытаюсь хотя бы вводное слово оформить в стиле обсуждаемого произведения… но тут понял, что Дзенчик не поймёт юмора и забанит меня, коли я попытаюсь подражать гонзо-журналисту Спайдеру Иерусалиму, который подражал гонзо-журналисту Хантеру Томпсону, потому вещать кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики будет в классическом стиле.
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Обычно в таких статьях я пытаюсь хотя бы вводное слово оформить в стиле обсуждаемого произведения… но тут понял, что Дзенчик не поймёт юмора и забанит меня, коли я попытаюсь подражать гонзо-журналисту Спайдеру Иерусалиму, который подражал гонзо-журналисту Хантеру Томпсону, потому вещать кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики будет в классическом стиле.

Больше, чем кажется.

Мои постоянные читатели знают, что НМ не любит вещи, которые пытаются казаться большим, чем являются, и обожает вещи, которые пытаются казаться меньшим. Комикс “Трансметрополитен” изо всех сил притворяется эксплуатационной чернухой про жестокость, грязь, человеческую подлость и тому подобное. Однако, по факту оказывается не столько эксплуатационной чернухой, сколько сатирическим памфлетом с налётом философствования и неонуара.

Это ознакомительно: к примеру, в первых главах нас знакомят с главным героем и миром вокруг него. Герой просто идёт по лице, расшвыривает во все стороны гранаты и стреляет в людей, а его будущий работодатель (редактор в газете, а не мафиози), вообще не парится об этом факте. Да, позже мы узнаём, что пистолет у него нелетальный, а гранаты - оглушающие… но это позже. Подаётся же всё самым шокирующим из возможных способов.

И если вам показалось, что не очень правильно обсуждать комикс, не рассказав, хотя бы, о его вводной… то вы абсолютно правы. Однако именно такую структуру имеет сам комикс. Он не думает знакомить вас с миром. Объяснять особенности лора и характеры персонажей, подоплёку их действий и прочие мелочи. Он хватает вас за шиворот и швыряет в круговорот событий, и ему плевать, поплывёте ли вы или утонете.

 В комиксе, БУКВАЛЬНО, есть целая глава о том, в какую ситуацию вас ставят вводные главы. Центральным персонажем этой главы является женщина, которую заморозили в XX веке, а затем разморозили во времена действия комикса. Ей никто ничего не объяснял. Она в культурном шоке от того, что видит. И обществу на неё наплевать. Никто не пытается ей объяснить, как именно изменились технологии и мораль с того момента, как она “уснула”. Никто не пытается ей рассказать, как ей выживать в этом мире. Ей и таким же размороженным. Им выделили койки в самом голимом районе города, и просто забыли. То же самое происходит и с вами. С читателями.
В комиксе, БУКВАЛЬНО, есть целая глава о том, в какую ситуацию вас ставят вводные главы. Центральным персонажем этой главы является женщина, которую заморозили в XX веке, а затем разморозили во времена действия комикса. Ей никто ничего не объяснял. Она в культурном шоке от того, что видит. И обществу на неё наплевать. Никто не пытается ей объяснить, как именно изменились технологии и мораль с того момента, как она “уснула”. Никто не пытается ей рассказать, как ей выживать в этом мире. Ей и таким же размороженным. Им выделили койки в самом голимом районе города, и просто забыли. То же самое происходит и с вами. С читателями.

Так о чём же комикс?

Будущее. Далёкое. Насколько далёкое? А пёс его знает. Даже жители этого будущего понятия не имеют, какой сейчас год. Их мир пережил пару концов света и как-то оклемался. В ходу домашние нанокузни, видеокамеры-бактерии и прочие “бытовые мелочи”. Главный герой нашей истории - это гонзо-журналист Спайдер Иерусалим, человек либерального настроя, обожающий вскрывать пороки общества, а потому, по работе постоянно сующийся именно что в самую помойку мира. Это даёт авторам большое пространство для творчества и демонстрации через проблемы будущего того, что они думают о проблемах настоящего.

Это ретрофутуристично: надо понимать, что комикс писался достаточно давно, чтобы Спайдер Иерусалим был именно что журналистом в газете будущего, а не “блогером” на какой-либо платформе. А “два гигабайта” памяти в его журналистских очках казались прямо мегатехнологичностью. И с этим флёром ретрофутуризма придётся смириться.

И, да, такой вот весьма “правый” человек, как я, с удовольствием читал похождения такого “левого” парня, как Спайдер. Знаете почему? Потому что жанр этого произведения не “киберпанк”, а “посткиберпанк”. А знаете, в чём главное отличие жанров? В киберпанке герой воюет с системой и, скорей всего, система его уничтожает. В посткиберпанке герой пинками и такой-то матерью пытается систему починить и заставить работать.

Понимаете, в чём дело? Герой не хочет “революции ради революции”. Он вступает в конфликт с полицией не потому, что хочет её полностью заменить, а потому что хочет “заставить её работать”. Герой ненавидит президента США, но готов его терпеть, пока не появится кто-то лучше. Именно объективно лучше. Потому что лучше злой и грубый, но предсказуемый Зверь-расист на троне, который верит в какую-то дичь, чем непредсказуемый Улыбашка, который не верит вообще ни во что. “Из двух зол”, как говорится.

Мне не нравятся методы, которыми действует главный герой. Но мне крайне близка его мотивация. Спайдер Иерусалим журналист, и его главный навык - сопоставление фактов. И если читатель хочет полностью понять “Трансметрополитен”, ему лучше прочитать его пару раз. Потому что очень многие факты тут не подаются в лоб. Они упоминаются вскользь. А уж о количестве вещей, способных перевернуть представление о мире, и говорить нечего. О детстве Спайдера мы узнаём далеко не в первом томе. И если о его происхождении из нищей семьи легко догадаться, то о том, что во времена его детства царил местный аналог “бесславных девяностых” с околосуперштормами, срывающими кожу с человека заживо, и ядовитым снегом, нам узнать было неоткуда.
Мне не нравятся методы, которыми действует главный герой. Но мне крайне близка его мотивация. Спайдер Иерусалим журналист, и его главный навык - сопоставление фактов. И если читатель хочет полностью понять “Трансметрополитен”, ему лучше прочитать его пару раз. Потому что очень многие факты тут не подаются в лоб. Они упоминаются вскользь. А уж о количестве вещей, способных перевернуть представление о мире, и говорить нечего. О детстве Спайдера мы узнаём далеко не в первом томе. И если о его происхождении из нищей семьи легко догадаться, то о том, что во времена его детства царил местный аналог “бесславных девяностых” с околосуперштормами, срывающими кожу с человека заживо, и ядовитым снегом, нам узнать было неоткуда.

Напряги извилины

И всё это в комиксе, который позиционирует себя, как какой-то бессвязный треш ради треша, в стиле небезызвестного Crossed

Это серьёзно: не читайте Crossed, это чуть ли не самая мерзкая безвкусица из всех, известных мне: плоха она даже не жестокостью ради жестокости, а именно тем, что кроме жестокости там ничего и нет.

И вот эта трешовость, на мой взгляд, может оттолкнуть многих. Вот лично мне приходилось её терпеть. Да, она оправдана целым множеством фактов. Во-первых, человека из XX (да и XXI века) просто обязано шокировать столь далёкое будущее (как шокировало бы человека из XV века наше время). Во-вторых, Спайдер попросту по работе постоянно из хороших районов уходит в плохие. Но, чёрт возьми… насколько это мне мешало. А я, между прочим, читал Франкен Фран и не ощущал дискомфорта.

Тем не менее, “Трансметрополитен” вещь стоящая. Стоящая того, чтобы преодолеть себя и прочитать её. О таких вещах непременно стоит составить своё непопулярное мнение.

На следующей неделе я вам расскажу… нет, не про Crossed. Нафиг Crossed. Crossed - это плохо, пнятненько? Я вам расскажу про манхву “Лукизм”. Про ещё одну штуку, которую сложно читать, если не врубишься в контекст.
Завтра обсудим классическую кооперативную головоломку.
А в понедельник поговорим о Великой Французской Кухне… шутка. О Революции. Конечно же о революции.
Ну, а до тех пор, мои комментарии всегда для вас открыты.