Дело было в 80-е. Талантливые ребята беспорядочно кодили, а оставшийся мир пожинал плоды - играл в аркады в барах, копил на «коричневую коробку» Magnavox Odyssey и снимал все это на VHS. Реальность разложилась на пиксели и оптические аберрации. Объясняем, почему феномен 8-бит все-таки “не баг, а фича”.
8 бит равны одному байту – знание, хранящееся на подкорке каждого человека подобно мантрам вроде “Е равно эМ Цэ квдрат”, “биссектриса - это крыса” etc. Но 8-bit - это не только единица измерения информации, это еще и уникальное культурное течение, широко распространившееся в 80-е годы и почитаемое до сих пор.
У истока 8-бит
В сфере компьютерной архитектуры 8-бит - это так называемая “шина” или “ширина данных”. Восьмибитные микропроцессоры превалировали на технологическом рынке конца 70-х - начала 80-х; тогда квадратный графон и “мигающая” анимация уже были определенного рода эстетикой, но скорее воспринимались как инновация, будущее.
Легендарный 1972 год. Magnavox представляет первую в мире игровую приставку, открывая ворота консольного гейминга перед людьми. Спустя полгода Atari выпускает аркадный автомат Pong, который не только, вопреки ожиданиям, имеет ошеломительный коммерческий успех, но и из чернового проекта превращается в важную веху в истории геймдева.
С этого момента кровопролитные войны между игровыми корпорациями происходили чаще, а новинки игровой индустрии появлялись на рынке в огромных количествах. Знаменательным событием стал выход приставки Atari 2600 на восьмиразрядном микропроцессоре. Портативная консоль с двумя джойстиками в комплекте стала самой продаваемой приставкой второго поколения. Программисты Atari успешно портировали на приставку такие хиты как Space Invaders, Pac-Man от Namco и, конечно, гордость Nintendo - Mario Bros.
Space Invaders Arcades / PVSM.ru
Как молодежь 80-х, полюбившая массовую игровую культуру, мы почитаем и ностальгируем по незамысловатой восьмибитной эстетике. Именно поэтому среди современных инди-разработчиков так много студий, отдающих дань двухмерной графике и олдскульным платформерам.
Восьмибитная музыка и демосцена
Возможности саунд-дизайна в 80-е годы, как можно предположить, сильно отличались от возможностей, которыми мы располагаем теперь. Элементарные трекеры для сведения появились лишь к концу десятилетия, а до этого времени разработчикам компьютерных игр приходилось “писать” музыку вместе с программистами. Мелодии и “звучки” записывались в виде цифрового сигнала. Платы расширения в свою очередь преобразовывали определенные электрические импульсы, прописанные в кодах, в аналоговые звуковые волны.
Музыка, созданная таким образом стала “голосом” компьютера. Одноканальные монотонные и зачастую резкие мелодии воспроизводились в отдельные игровые моменты, например, при успешном завершении уровня или получения ачивки. Чисто технологически восьмибитная музыка мало связана с процессорами 8-бит, однако по звучанию напоминает ретро-игры и то, что мы привыкли считать “восьмибитной эстетикой”. Компьютеризированные “не живые” звуки, сейчас ими успешно заправляют свое творчество все от хип-хоп исполнителей до техно-композиторов.
Фильм “Хакеры” пронизан кибер-эстетикой начала 90-х / DVDCover
В 1985 году Чарльз Динен (Charles Deenen), работавший над звуковыми эффектами домашнего компьютера Commodore 64, собрал коллекцию из демо-версий разработанных им мелодий, музыки из видеоигр и допотопной графики. Именно это стояло у основания “демосцены” - субкультуры и отдельного направления киберискусства. Красота алгоритмов и кодов, звук железа и “мыслительного процесса” компьютера - все это вдохновляло гиков и служило материалом для создания “демок”. С 92 года в Хельсинки ежегодно проходит самый масштабный фестиваль, посвященной демосцене, суть которого в том, что энтузиасты киберискусства собираются вместе в течение многих часов вместе работают над безумными и прекрасными проектами.
Пиксель-арт
Изображения, выполненные в пиксельной графике - прямое продолжение восьмибитной традиции. Для создания “ретро-картинок” художники обычно используют растровые редакторы, где изображение разлагается до уровня пикселей.
При ограниченном наборе инструментов, с которым работают пиксельные художники, размеры пикселей, техники артистов и глубина резкости всего изображения сильно различаются от автора к автору. В пространстве пиксель-арта можно найти все от штампованных изображений фаст-фуда и небесных светил до масштабных “полотен” и интерфейсов игр, продуманных до деталей.
Ретро-эстетика в последние годы находится на пике популярности в режиме нон-стоп, отличаются лишь эпохи от случая к случаю. Джинсовый комбез, стертые кеды, кассетный плеер с демками барахлит, и вот вы уже 80s teenager!
/ Tumblr