Найти тему
Кино-Панк

91-летняя Татьяна Пилецкая сыграла балерину: виртуозное кино «Па-де-де»

Кадр из фильма «Па-де-де»
Кадр из фильма «Па-де-де»

На свет выходит картина от начинающего режиссера Валентины Коровниковой «Па-де-де». Мария Михайлова рассказывает, чем короткометражка о балете может зацепить зрителя.

Сюжет развивается в Петербурге – и он, конечно, самая логичная и органичная локация для картины, которая посвящена балету. Персонажи фильма – тоже типично «петербургские»: 80-летняя прима, молодая балерина и амбициозный танцор. Юные артисты хотят покорить Мариинский театр и пройти жесточайший отбор в труппу. Пожилая Алевтина Игнатьевна живет в коконе из собственных воспоминаний и страдает от одиночества – и поэтому решает сдать комнату в своей роскошной квартире с антикварной мебелью молодому танцору балета. Опасаясь шумихи вокруг своего имени, она делает это тайно: просит свою ученицу Надю взять на себя роль хозяйки жилья. А затем, тоже тайно через Надю, начинает тренировать своих квартирантов – ведь вдруг выяснилось, что к отборочному выступлению необходимо подготовить па-де-де, то есть парный танец.

Фотография со съёмок фильма «Па-де-де»
Фотография со съёмок фильма «Па-де-де»

Фильм не пытается заговорить со зрителем о чем-то сложном и амбициозном – и это становится большим плюсом для молодого режиссера Валентины Коровниковой, которая не пытается придать кино ненужную интеллектуальность и глубину. В данном случае в какой-то сложной идее нет нужды – этому мешает и хронометраж, и сама тема картины – танцевальная, очень атмосферная сама по себе. Но, хотя балет в данном случае – главное и самое тщательно проработанное звено, со зрителем успевают поговорить и о человеке. В кадре друг другу противостоят несколько идей и эмоций. В первую очередь это конфликт профессии и чувства. Алевтина Игнатьевна, посвятившая свою жизнь танцу, заработала большую известность, но осталась одинока. Молодые люди же, поселившись в ее огромной роскошной квартире, поначалу лишь тренируются вместе, но затем влюбляются друг в друга, что поначалу злит пожилую приму. Фильм пытается решить проблему стереотипа закаленных, вышколенных фанатиков профессии, убежденных в том, что работа заменяет собой всю жизнь и лишает человека права на любовь. Еще одна тема, рассмотренная в картине – конфликт прошлого и будущего. Здесь уже сама Алевтина подталкивает Надю вперед. Живущая в прошлом, бывшая балерина не дает молодой танцовщице остаться на одном уровне с ней. Она готовит пару к отборочному выступлению по своему же па-де-де, но на ходу меняет какие-то элементы, совершенствует и модернизирует исполнение, заставляя свою ученицу работать над уникальностью, новизной танца. Так картина показывает зрителю свое видение грамотного педагога, который сам старается сделать так, чтобы его ученики превзошли учителя.

Кадр из фильма «Па-де-де»
Кадр из фильма «Па-де-де»

Но, конечно, главным плюсом фильма стало участие в нем народной актрисы РФ Татьяны Пилецкой. «Па-де-де» - то кино, в котором профессионализм актера напрямую влияет на конечный результат и выводит работу на новый уровень. Заметно, что Пилецкая взялась за этот проект и по личным причинам. В молодости актриса занималась балетом и хотела с головой уйти в эту сферу, но помешала война: а после ее окончания бывшая танцовщица ушла в актерскую профессию. Исполнители молодых героев тоже заметно стараются, несмотря на то, что местами огрехи игры все же заметны: например, в речи Нади прослеживается излишняя картинность и пафос. Но с точки зрения хореографии картина остается безупречной. Камера не пытается скрыть какие-то детали, каждый танец и движение выглядят грамотно и отработанно. Если помнить, что это кино все-таки в первую очередь о балете – такая внимательность к танцу становится еще одним большим плюсом в пользу фильма.

Фотография со съёмок фильма «Па-де-де»
Фотография со съёмок фильма «Па-де-де»

«Па-де-де» - очень атмосферное, изящное и в чем-то трогательное кино. Немного клишированное (Петербург, балет, интеллигентная бабушка в квартире с антиквариатом), но ничуть не отталкивающее. Возможно, в настоящее время кинематографу не хватает именно таких классических фильмов об искусстве танца и без тяжелого наполнения.