"Важнее другое: только в начале своего возникновения любая религия живет и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни – обряды, и все кончается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почетную жизнь."
Иван Ефремов.
Триединство не только опора мира, но и опора власти. В прошлых публикациях я отмечал, что, если власть опирается на Знание, Дух и Род, то она являет собой устойчивую фигуру. Но это справедливо, если Знание и Дух доступны всему Роду. Род дает правителю Знание и наделяет его своим Духом, и тогда правитель становится своим среди своих и грозой для чужих. Род - под надежной защитой, правитель - под контролем. Хранят, приумножают и передают Роду Знание достойные представители – жрецы, волхвы, друиды, брахманы и т.д. Примеры устойчивых обществ имеются в памяти человечества. Возьмем кельтов. В истории Европы влияние кельтов чувствовалось на протяжении почти двух веков: от завоевания Северной Италии в V в. до н. э. Кельтская культура сохранила в высшей степени богатое и творческое наследие протоистории. Древность кельтской культуры подтверждается и другими источниками. В Ирландии можно найти множество идей и обычаев, характерных для Древней Индии. Так же, как и брахманы, друиды придавали огромное значение человеческой памяти. Старые ирландские законы были написаны в стихах, для большей легкости запоминания. Сходство между ирландскими и индийскими юридическими трактатами проявляется не только в форме и манере написания, но и в особенностях слога. Источник.
Вот что бывает, когда передаче Знания ничего не препятствует. Друиды контролировали Род и Дух и направляли власть. Римляне не могли долго справиться с ними потому, что народ осознавал себя и хранил накопленный опыт в сагах, передавая их из уст в уста. Это и был секрет, который завуалировал под тайное зелье Клод Зиди в серии приключений Астерикса и Обеликса. Можно провести аналогию из юриспруденции. У кого легче выиграть процесс, у начинающего юриста или опытного? Кого легче ввести в заблуждение? Ответ, думаю, очевиден. То же правило распространяется и на народы. Народ, хранящий мудрость предков, не так-то просто сбить с толку выгодоприобретателям.
Что касается кельтов, то, с одной стороны, археологические открытия указывают на древность кельтской культуры, с другой — свидетельствуют о преемственности некоторых центральных религиозных идей и обычаев от протоистории до средних веков. Многие из них восходят к базовым религиозным представлениям эпохи неолита, которые с давних пор были ассимилированы кельтами и частично вплетены в теологическую систему, унаследованную от их предков-индоевропейцев. Эта поразительная преемственность, обнаруженная археологами, позволяет специалистам по кельтской религии использовать поздние источники (в первую очередь, ирландские тексты, записанные между VI и VIII вв.), а также эпос и фольклор, сохранявшиеся в Ирландии до самого конца XIX в.
Источник.
Вот что пишет о религии кельтов Юлий Цезарь: «Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом". Именно друиды "выносят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным"; тех, кто не соглашается с их решением, они отлучают от жертвоприношений, что равноценно в некотором роде гражданской смерти. Во главе всех друидов стоит один, обладающий верховной властью. "По его смерти ему наследует самый достойный» ("De Bеllо Gallico", VI, 13).
Как и брахманы, друиды в первую очередь — жрецы (именно они совершают жертвоприношения), но также и наставники, ученые и философы.[296] Их ежегодные собрания в "освященном месте в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии", в высшей степени показательны.
Очевидно, что ежегодные собрания друидов предполагали некую общность их религиозных идей, несмотря на неизбежные несовпадения в именах богов и особые верования, присущие разным племенам.
Источник.
Сила друидов - в общности, несмотря на разницу верований в племенах. Друиды освобождены от воинской службы и не платят податей. Многие юноши, привлеченные такими привилегиями, приходят к ним в учение. "Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, а именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом". Цезарь утверждает, что друиды поступают так, ибо "не желают, чтоб их учение делалось общедоступным", а также полагая, что, доверяясь бумаге и записям, их ученики будут пренебрегать запоминанием. "Душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое; они думают, что эта вера устраняет страх смерти и тем возбуждает храбрость. Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величии мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертны». Источник.
Сведения Цезаря о научных интересах друидов: "они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величии мира и земли", и т. д. — также ставились под сомнение. Тем не менее, фрагмент календаря, найденный в Колиньи, свидетельствует о достаточно глубоких астрономических познаниях. Источник.
— Я знаю то, чего не знают даже ваши самые ученые мужи.
— Ну?
— Земля имеет форму шара.
Х/ф «Хот@быч»
Вот вам и земля на трех китах, всё древние знали, а мы смеялись над их примитивизмом, рассматривая в учебнике картинки про плоскую планету.
Другой пример - этруски - высокоразвитая цивилизация. Чем они заметны в истории? Этот народ стоял на более высокой, чем римляне, ступени развития. У них были мощный флот и обширные торговые связи, они знали способы выплавки железа и строили хорошо укрепленные города. Архаическая структура этрусского культа покойников и хтонических богинь имеет черты сходства с захоронениями и надгробными статуями Мальты, Сицилии и островов Эгейского моря. Некрополи этрусков — поистине города мертвых — возвышались неподалеку от их поселений, а могилы богато украшались: мужские — боевым оружием, женские — драгоценными украшениями. Они чтили своих предков. Механизм триединства Навь-Явь-Правь работал исправно.
Обратимся к Китаю. Для изысканий по истории культуры, равно как и по истории религий, Китай представляет собой исключительно благодатное поле. Действительно, самые ранние археологические свидетельства восходят к VI и V тысячелетиям до н.э.; в целом ряде случаев можно наблюдать преемственность разных доисторических культур и даже точно определить их вклад в формирование классической китайской цивилизации.
В Китае существовал миф, что некогда близость Земли и Неба позволяла богам спускаться вниз и смешиваться с людьми, а людям подниматься в Небо, карабкаясь по горам, взбираясь по деревьям и лестницам, или взлетать туда на крыльях птиц. И вот некое мифическое событие ("погрешность в ритуале") привело к тому, что Небо было резко оторвано от Земли, деревья или лианы перерублены, а гора, касавшаяся Неба, была сравнена с землею.
Однако некоторые привилегированные личности — шаманы, мистики, герои, государи — оказались способными в состоянии экстаза достигать Неба, восстанавливая таким образом связь. На всем протяжении истории Китая мы встречаем то, что можно было бы назвать ностальгией по Раю, иными словами, желание восстановить с помощью священного экстаза "изначальную ситуацию" — первобытную целокупность (хунь дунь) — или вернуть время, когда возможно было непосредственное общение с богами.
Следствием оторванности Неба (Знания) от земли (Рода) стало падение общества, которое остановил Конфуций (прибл. 551–479 гг. до н. э.). Живя в эпоху смуты и анархии, удрученный всеобщей нищетой и страданиями народа, Конфуций понял, что единственным выходом была бы радикальная реформа управления, которая вершилась бы просвещенными правителями и ответственными чиновниками. Главное в его учении было восстановление связи с предками. И в течение двух с лишним тысячелетий доктрина Учителя была определяющей в развитии политической и духовной жизни Китая. Конфуций восхвалял культурных героев и великих государей династии Чжоу; они служили ему примером для подражания. "Я передаю то, чему обучился, не добавляя ничего своего. Я верен древним и люблю их!"
Помните, в предыдущих публикациях, я задал вопрос: «А какой веры были татаро – монголы?» Не все ордынцы были азиатами, но, если следовать официальной версии, что на Русь напали татаро-монголы, то можно установить, что их мировоззрение тоже имело схожие элементы с устойчивыми обществами. Народы Азии и других регионов понимают Мир в общих чертах как состоящий из трех уровней — Неба, Земли и Преисподней, — объединенных в единое целое центральной осью, проходящей через некое «отверстие», некую «дыру» Источник.
Как видим, у азиатов тоже триединство, как и у наших предков: Навь-Явь-Правь. Уместно будет повторить вопрос, который я задавал в предыдущих публикациях о татаро-монгольской орде и великой войне цивилизаций, которую увидел: «Могли ли азиаты договорится со славянами, имея общее мировоззрение, мироощущение, мировосприятие?» Вопрос, думаю, риторический. Рассуждая о «татаро-монгольском иге», мы совсем забываем о том, что это был всего лишь термин, придуманный польским хронистом Яном Длугошем. Но весь спор переместился в сторону национальности противоборствующих сторон. А между тем, если определять участников сражений только по признаку национальности, то мы никогда бы не узнали правды о Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 годов, так как думали бы, что на Украинском фронте воевали украинцы, на Закавказском – кавказцы, а на Ленинградском – русские. Согласитесь, - полная чушь! Но, тем не менее, рассуждая о сражениях времен татаро-монгольского ига, мы определяем, что Русь воевали татаро-монголы. А если предположить, что между собой воевали не национальности, а мироощущения, мировоззрения, мировосприятия? Тогда без труда можно увидеть войну цивилизаций.
Перечитаем еще раз отрывок из Геродота, приводимый в книге В. Соловьева «История России с древнейших времен»: «Утомленный бесплодною погонею, Дарий послал сказать скифскому царю: "Странный человек! Зачем ты бежишь все дальше и дальше? Если чувствуешь себя в силах сопротивляться мне, то стой и бейся, если же нет, то остановись, поднеси своему повелителю в дар землю и воду, и вступи с ним в разговор". Скиф отвечал: "Никогда еще ни перед одним человеком не бегал я из страха, не побегу и перед тобою; что делаю я теперь, то привык делать и во время мира, а почему не бьюсь с тобою, тому вот причины: у нас нет ни городов, ни хлебных полей, и потому нам нечего биться с вами из страха, что вы их завоюете или истребите. Но у нас есть отцовские могилы: попробуйте их разорить, так узнаете, будем ли мы с вами биться или нет". Одни кости мертвецов привязывали скифа к земле, и ничего, кроме могил, не оставил он в историческое наследие племенам грядущим. Персы увидали, что зашли в страну могил и обратились назад."
Как видим, мировосприятие персов не позволяло им понять цивилизацию, которая была привязана не к материальным ценностям, но к духовным - наследию своих предков. Материальным зрением они могли видеть только могилы, тогда как другому мировоззрению открывался бесконечный ДУХовный мир Рода, мир Знания, мир бесконечного совершенствования. С точки зрения "персов", это была страна могил, а с точки зрения здесь живущих - Отечество. И две системы, желая понять другу друга, противостоят вечно друг другу. Мы живем на линии фронта, проходящем через нашу страну. Если рассуждать о «татаро-монгольском иге» с учетом этой позиции, то можно без труда увидеть великую освободительную войну варваров, бьющихся за свое Отечество...
Информация к размышлению: Аксаковы, Аракчеевы, Булгаковы, Годуновы, Голицыны, Кутузовы, Куракины, Нахимовы, Огаревы, Пушкины, Суворовы, Тургеневы, Толстые, Чириковы, Юсуповы… Три сотни тюркских фамилий осели на Руси! Три сотни родов. Цвет будущего дворянства. Самые лучшие, самые достойные. Они навсегда ушли из Великой Степи, из родного тюркского мира. Они тоже были для «персов» погаными.
А какая цивилизация воевала против «поганых»?
Тьмы и солнце… (Размышления о вечном или о «матрице» цивилизации) (Часть III)