Напитки, которые выбирают герои кино отлично их характеризуют. Если это бокал виски - герой крут. Если заказывают Шардоне – это говорит о статусности. Однако встречается и такой напиток, значение которого стоило бы пояснить.
Наверняка первое с чем ассоциируется молоко — это юность и невинность. Когда в «Поймай меня, если сможешь» 16-летний герой используя свое обаяние и такт чтобы притвориться пилотом, напоминание о его возрасте для зрителя служит именно выбор напитка.
В фильме «Заводной апельсин» подростки пьют именно молоко — тонкий намек на то, что весь этот хаос спровоцирован детьми. Или, например, эпизод где Джеймс Дин в «бунтаре без причины» пьет молоко из бутылки, и зритель своими глазами видит его внутренний конфликт между взрослением и зрелостью. Ну разумеется, ведь брутальные мужики молоко не пьют.
Если уж совсем углубляться в тему, то момент в фильме «Один дома» когда Кевин проливает молоко – символизирует недостаток материнской заботы, ну или можно сказать, что Джон Хьюз решил визуализировать выражение «поздно пить боржоми…». ну, вы поняли. И это лишь верхушка айсберга.
Многие взрослые в фильмах пьют молоко, а это расшифровать куда сложнее. Молоко – символ детской непосредственности, так что забавно в фильме «Леон» наблюдать как профессиональный убийца постоянно попивает его. Молоко прекрасно вписывается в шутливые сцены картины, но также и показывает, как заботится герой о своей подопечной Матильде.
В «Старикам тут не место» распитие молока — элемент шутливый, но частенько такие сцены служат противоположной цели: они создают зловещую атмосферу. Согласитесь, есть что то жуткое в том как взрослый человек пьет молоко и создатели фильмов не упускают случая это использовать.
В фильме Хичхока «Подозрение» зрителя заставляют предположить, что молоко отравлено. Гениальный выбор — напиток, который ассоциируется с невинностью и чистотой, может оказаться смертельно опасным. Не думаю что эффект был бы тот же если бы на месте молока оказалась, скажем, чашечка кофе или бокал виски. Есть какое то особое удовольствие в этом «запугивании молоком».
В «Бесславных ублюдках» мы вновь сталкиваемся с этим: штандартенфюрер Ганс Ланда выпивает залпом стакан молока с фермы ЛаПади, и да, в этом есть что-то жуткое, но это не главное. Процитирую высказывании о молоке философа Ролана Барта: «благодаря своей чистоте, ассоциирующейся с детской невинностью, оно служит залогом силы, но не судорожно напряженной, а спокойной, белоснежно-ясной, согласной с реальностью.
Так что, когда злодей берет стакан молока, это не только жутковато, это показывает его мощь. Он одерживает верх над чистотой и невинностью, уничтожая ее, а это признак силы. Когда я смотрел фильм «Безумный Макс: Дорога ярости» в кино, единственный момент, когда я буквально услышал как народ поморщился, был не в одной из сцен где разворачивалось действо, а вот в эту секунду. В западной культуре развита антипатия к грудному молоку, особенно если его пьет взрослый человек- это табу.
Решение ввести в фильм эпизод со «сбором» грудного молока еще больше акцентирует внимание на том, насколько пост-апокалиптический мир далек от нашего. Ну, а если вкратце, то » Безумный Макс: дорога ярости» — это фильм о разнообразных жидкостях! Женщин эксплуатируют для получения грудного молока, мужчин — для сбора крови, а бедняков — для регулирования водоснабжения. Полный контроль Несмертного Джо над ними показывает, как сильна его власть в этом мире.
Даже его сын пьет молоко для наращивания мышечной массы, подкрепляя идею о том, что потребление молока — признак силы. Основное преимущество упоминания перечисленных выше жидкостей — возможность невербальным способом привлечь внимание к поворотным моментам сюжета и показать эволюцию персонажа. После того как Безумный Макс совершает первый свой самоотверженный поступок ради Фуриозы, он умывает лицо молоком. Это должно было ознаменовать начало его превращения из эгоистичного, заботящегося лишь о собственном выживании человека, в того, кто заботится об окружающих.
Произошедший в его сознании переворот также подкреплен эпизодом, в котором он переливает Фуриозе свою кровь — знак, символизирующий бесконечное доверие. Так что картину «Безумный Макс :дорога ярости» можно назвать весьма ярким образцом того, как использование в фильме молока придает выразительность визуальной части картины.
И вообще, молоко — мощный инструмент повествования: с помощью него можно показать ребячливость или неуравновешенность героя либо ,напротив, его силу, а также обратить внимание на сюжетную линию. Так что, в следующий раз когда увидите, как персонаж в фильме что-то пьет, спросите себя: молока не найдется?
Продолжаю переносить статьи из своего стэнд-элон блога в Дзен.