Бой Оби Вана и Энакина на вулканической планете Мустафар без сомнения является ключевой точкой во всей киноэпопеи ЗВ. Учитывая значимость и последствия для галактики, этот поединок решил многие судьбы.
Конечно, в официальном летоисчислении галактической республики поворотной точкой принято считать битву на Явине 4. Ну, ту битву из первого фильма «Новая надежда» (четвёртого, если по хронологии), где была уничтожена первая Звезда Смерти.
После её уничтожения, летоисчисление принято делить на ДБЯ (до битвы на Явине) и ПБЯ (после битвы на Явине). Несомненно, это было весьма важное событие, прервавшее гегемонию Империи в далёкой-далёкой галактике.
Но если взглянуть на всё более трезво, то станет понятно, что значимость уничтожения первой Звезды Смерти сильно преувеличено. Бывали битвы и более масштабные и значимые. Факт в том, что это была первая битва из первого фильма и ничего более. Здесь сыграл именно фанатский фактор. Фактор любви западной аудитории к оригинальной трилогии.
Исход боя Оби Вана с новоявленным Дартом Вейдером имел куда более важное значение. Если бы то-то из них погиб в том бою, то история ЗВ повернула бы в совсем другую колею.
Если бы погиб Оби Ван, то не было бы того Люка Скайуокера, Звезда Смерти не была бы уничтожена и движение повстанцев так и дальше пряталось бы по своим норам.
Если бы Энакин безвозвратно пал в поединке, то Палпатин лишился бы своего самого верного и сильного союзника, ученика. А без Вейдера вряд ли Империя достигла бы такого могущества. Именно Вейдер был лицом Империи и тем человеком, за котором следовали легионы штурмовиков.
Так что значимость финала трилогии приквелов не следует недооценивать. И решение Оби Вана тоже. Решение не добивать поверженного противника. Но что двигало Оби Ваном, когда он решил оставить Энакина в живых, хотя он знал к чему может это привести?
У Оби Вана было множество причин.
Во-первых, Оби Ван был джедаем. Одним из самых сильных и опытных в истории Ордена. А философия джедаев запрещает убивать. К тому же, есть множество способов нейтрализовать противника. Например, отсечь конечность, держащую световой меч. Это было продемонстрировано Оби Ваном в бою с генералом Гривусом.
Оби Ван был одним из лучших дуэлянтов Ордена, в совершенстве владевшим защитным стилем ведения поединка под названием соресу. Этот стиль отлично подходит для обороны от агрессивного оппонента, и в то же время позволяет делать точные, но смертоносные выпады по слабым точкам противника.
Также философия джедаев запрещает руководствоваться эмоциями при выборе судьбы своего противника. Так как многие эмоции ведут на тёмную сторону Силы. И один раз дав волю своим эмоциям, можно посадить семя ненависти, которое взрастит в тебе приспешника ситхов. Одна из главных доктрин кодекса Ордена Джедаев гласит — Здесь нет эмоций, а есть покой.
Кстати, это одна из причин, почему трилогия от Дисней выглядит пародией на Звёздные Войны. Вспомните Рей, она рвёт и мечет почти все время. Свирепое выражение её лица не раз мелькает в боевых сценах. Дисней напихала тонну внешних атрибутов и отсылок к предыдущим частям, но напрочь забила на идиалогию противоборствующих сторон.
А ведь Лукас, при проработке философии ордена джедаев, руководствовался буддистскими учениями, где страсть и проявление эмоции строго противопоказаны. Не зря Квай Гон, в перерыве поединка с Дарт Молом, сел медитировать, дабы успокоить своё сознание. У Рей этого близко нет. И какой она нафиг тогда джедай?
Во-вторых, Энакин был практически родным человеком для Оби Вана, братом по духу. Он вырастил Скайуокера, обучал джедайскому искусству. Учил его бороться со своим мятежным нравом. И Оби Вану было тяжело поднять руку на своего бывшего ученика, хотя он знал, что Энакин натворит много бед, если выживет.
В книге Мэтью Стовера по сюжету фильма «Месть ситхов» можно узнать, что чувствовал Оби Ван при виде своего поверженного ученика. Его переполняло множество эмоций, но он успешно справился с ними. Убийство — это не путь джедая. Энакин был опасен для галактики, но ещё одна смерть тоже ничего не решит.
Оби Ван решил оставить всё на волю Силы, пути которой он следовал всю жизнь. К тому же, по колебаниям в Силе, он чувствовал приближение Палптина, и времени у него было не так много. Ему нужно было позаботится о Падме Амидале и скорее покинуть планету.
И как мы знаем из дальнейшего развития событий его решение было правильным.
Спасибо за чтение, лайки и подписку! До следующих выпусков!