Найти тему
Эпистолярка

Понятная фотошкола. Экспозиция. Диафрагма, выдержка, светочувствительность

Урок №1

Фотография – греческое слово, "фотос" означает "свет", "графейн" – "рисовать, чертить". Иными словами, это искусство рисования светом.

Поэтому первый урок посвящен экспозиции – количеству освещения, попадающего на светочувствительную матрицу цифровой фотокамеры. Экспозиция есть произведение освещенности на время выдержки.

Существует три основных параметра, влияющих на экспозицию: диафрагма, выдержка и светочувствительность (ISO).

Все эти параметры без труда можно настраивать в ручном режиме фотокамеры. А также есть приоритетные режимы. Например, с приоритетом диафрагмы, где значение диафрагмы выбирается вручную, а значение выдержки – фотоаппаратом автоматически. И с приоритетом выдержки, соответственно вручную выбирается значение выдержки. Когда нет времени или возможности настроить полностью все параметры, приоритетные настройки приходят на помощь.

Теперь о каждом параметре экспозиции порядку, подробнее и как можно понятнее. По сути, фотокамера похожа на устройство человеческого глаза. Матрица – это сетчатка глаза, на которую попадает свет, отраженный от окружающих предметов.

Выдержка регулируется скоростью затвора и измеряется в секундах. Затвор - это заслонка в тушке фотокамеры, по своей функции похожий на моргающее человеческое веко – чем дольше затвор открыт, тем больше пропустит света.

Диафрагма работает как расширяющийся и сужающийся зрачок, соответственно пропуская на матрицу (сетчатку глаза) больше или меньше света. Здоровый человеческий зрачок сужается при ярком освещении и расширяется в темноте. В отличие от зрачка диафрагму можно широко раскрывать и при яркой освещенности, чтобы получить эффект размытого заднего плана, но с условием установления короткой выдержки, во избежание засвеченности кадра (переэкспонированная фотография). В плохих условиях освещенности с очень узкой диафрагмой и короткой выдержкой можно получить темные кадры (недоэкспонированные).

А также есть линзы, чем прозрачнее и качественнее, тем лучше.

Сравнение с человеческим глазом дает более наглядное понимание сути работы фотокамеры.

Диафрагма

Диафрагма
Диафрагма

Это круглое кольцо из лепестков, которое контролирует количество света, пропускаемого через объектив. С помощью диафрагмы регулируется величина отверстия, создаваемого ее лепестками в межлинзовом пространстве объектива. Чем шире отверстие диафрагмы, тем сильнее световой поток, проходящий через объектив. Значение диафрагмы (f/) в основном представляется десятичным числом, которое уменьшается при увеличении диаметра диафрагмы. Например, диаметр диафрагмы при значении f/2.0 больше, чем при значении f/2.8.

Но в некоторых моделях фотоаппаратов обозначается целым числом F. Но смысл при этом не меняется. Чем больше F, тем отверстие диафрагмы меньше. Например, F2,8 – это широко раскрытая диафрагма, а F16 – очень маленькая.

От диафрагмы напрямую зависит глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), или глубина резкости. При открытой (широкой) диафрагме ГРИП маленькая. Это тот самый эффект бокé, когда главный объект чёткий, а фон красиво размыт. Выглядит очень художественно и впечатляюще, благодаря разделению переднего и заднего планов на фотографии. Хороший стилистический приём. Подходит для одиночных портретов, предметной съёмки и фуд-фотографии. Для коллективной фотографии, пейзажей и в некоторых натюрмортах, где важна резкость всех планов и деталей лучше использовать узкую диафрагму, но при этом не следует выбирать максимальные значения, т.к. появятся ненужные артефакты.

Пример  бокé (размытый задний план, малая глубина резкости)
Пример бокé (размытый задний план, малая глубина резкости)
Пейзаж. Большая глубина резкости
Пейзаж. Большая глубина резкости

Выдержка (время экспонирования)

Интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительной матрицы, т.е. скорость затвора фотокамеры.

Выдержка имеет дискретные значения и измеряется в секундах. При диапазоне от 15с до 1/2000с эти значения составят ряд: 15с — 8с — 4с — 2с — 1с — 1/2 с — 1/4с — 1/8с — 1/16с — 1/30с — 1/45с — 1/90с — 1/160с — 1/320 с — 1/500с — 1/1000с — 1/2000с.

Короткая по времени выдержка позволяет получить резкое изображение движущегося объекта, "замораживая" его и делая статичным.

Но более эффектным методом съёмки движущихся объектов (людей, животных, автомобилей) будет съёмка с проводкой. Она придаст снимку динамичность. Съемка с проводкой — метод съёмки, при котором камеру ведут синхронно за движущимся объектом. В идеале — получение фотографии с размытым в движении фоном и четким объектом съемки.

При этом выдержка должна находиться в диапазоне с 1/15 до 1/250 с. Более точное значение зависит от скорости объекта. Хороший кадр достигается опытным путем.

Но для примера есть наиболее часто употребляемые величины:

  • быстро движущиеся автомобили, мотоциклы, птицы — 1/125 с;
  • горные велосипеды близко к камере — 1/60 с;

горные велосипеды, перемещение животных или работа человека —

  • 1/30 с.
Съемка с проводкой подчеркивает скорость и динамичность кадра.  Движущийся объект четко выделяется на смазанном фоне
Съемка с проводкой подчеркивает скорость и динамичность кадра. Движущийся объект четко выделяется на смазанном фоне

Короткая выдержка "заморозила" движение гонщиков
Короткая выдержка "заморозила" движение гонщиков

Светочувствительность фотокамеры (ISO)

Значение светочувствительности характеризует способность фотоэлемента воспринимать световой поток. При высокой чувствительности (ISO 400 и более единиц) — короткое экспонирование фотоэлемента, для малой светочувствительности (ISO 100 единиц и меньше) — длительные выдержки, при неизменном значении диафрагмы. В большинстве цифровых камер высокое значение ISO всегда снижает качество снимка шумом (искажение в виде серых и былых точек, аналог плёночной зернистости изображения), искажает цветопередачу. Самые качественные изображения получаются на низких значениях ISO: 50, 100, 200. Поэтому чувствительность увеличивают лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму.

Зависимость диафрагмы и выдержки.

Значения выдержки и диафрагмы образуют экспозиционную пару (оптимальное сочетание выдержки и диафрагмы для определенных условий освещения). Экспопара определяет экспозицию кадра.

Оптимальные значения диафрагмы и выдержки можно находить опытным путем, а можно с помощью встроенного в фотокамеру экспонометра. При длительных выдержках рекомендуется использовать штатив и пульт для фотоаппарата, чтобы исключить любую вибрацию и тряску камеры, сделав кадр четким и выразительным.

ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ