Какую роль играют страхи в жизни человека? Если вы ответите, что отрицательную, будете правы, так как навязчивый, устойчивый, иррациональный страх руководит всей жизнью человека, испытывающего его, и при этом является плохим советчиком и руководителем. Но не так уж неправы будут те, кто скажет, что страх должен иметь место в жизни, хотя бы потому, что полное отсутствие страха – это скорее патология, чем норма, ведь человек должен опасаться за жизнь и здоровье свое и своих близких: главное, не переступить ту условную грань, которая отделяет тревогу и опасение от навязчивых страхов, которые называются фобиями. Отсутствие страха – свидетельство пониженной эмоциональности.
Вспомните свое детство и то необъяснимое удовольствие, которое вызывают у детей истории-страшилки. С замирающим сердцем ребенок слушает сказку, все теснее прижимаясь к матери, как бы ища у нее защиты и поддержки, но на любое предложение прекратить чтение отвечает отказом. Для чего страх необходим маленькому человеку? Возможно, это один из способов погонять адреналин, а может быть и дополнительная возможность убедиться в том, что он в безопасности, под защитой родителей и, несмотря на то, что героям сказки приходится туго, сам он находится в более выгодной ситуации. Заканчивается сказка – исчезают страхи.
Но так бывает не всегда. Если ребенок испытал психотравмирующую ситуацию или перенес физические страдания, у него может развиться постоянный устойчивый страх перед людьми, предметами или обстоятельствами, вызвавшими стресс. Например, при проведении врачебной процедуры малышу причинили боль, и он начинает панически бояться любого человека в белом халате. Иногда страх кажется не связанным с психотравмирующей ситуацией. К примеру: любой рисунок в книге, изображающий разбитую кружку, опрокинутый стакан, пролитую жидкость вызывает у двухлетнего малыша истерику и панический ужас. Исток этого страха лежит в конкретной ситуации, оставившей глубокий след в психике ребенка: он разбил чашку, в которую был налит горячий чай, а мама, вместо того, чтобы пожалеть обжегшегося малыша, накричала на него, закрепив в сознании ребенка связь между опрокинутой чашкой и физической и психологической болью, которую он испытал.
Одна и та же ситуация может оказать на разных детей различное действие. Чем более эмоционален, чувствителен, тревожен ребенок, тем скорее у него возникают устойчивые страхи. Такие дети обычно воспитываются очень тревожными мамами. Опасаясь за здоровье малыша, мама постоянно внушает ему необходимость чего-то остерегаться, опасаться, заражая ребенка своими страхами, формируя неуверенность в себе, боязливость. Или другая ситуация: запугивание ребенка некими мифическими персонажами, волками, милиционерами и т.п. «Не съешь котлету, придет тетя доктор и седлает укол». «Будешь плохо себя вести, заберет Баба Яга». У ребенка складывается собирательный образ монстра в человеческом облике, и он начинает закатывать истерику при приближении любого незнакомого человека. Родители должны обучать ребенка правилам безопасного поведения на улице, в общественном месте, среди большого скопления людей, но не запугивать их.
Полностью избежать возникновения страха невозможно, так как мы не можем предугадать, в какой момент ребенок может попасть в ту или иную ситуацию. Если перевести на психологические рельсы пословицу «волков бояться – в лес не ходить», то для избегания психотравмирующих ситуаций мы должны замкнуться в себе, закрыть все двери и никогда ни с кем не общаться. Но человек не может жить в полной изоляции от общества и от окружающего мира, и поэтому мы постоянно сталкиваемся с тем, что нас пугает, вызывает тревогу и негативные эмоции: громкие звуки, темные улицы, незнакомые и малопривлекательные лица на этих улицах, природные катастрофы, заразные болезни и т.д. Ограждая ребенка от глобальных стрессов, мы можем научить его самого справляться с незначительными страхами.
Бывают ситуации, когда родители сами не могут найти причину страха. В этом случае необходимо обратиться к специалистам, так как корни некоторых страхов могут уходить очень глубоко в прошлое не только ребенка, но и самих родителей.
Родители 5-летнего мальчика обратились к психологу с просьбой выяснить причину боязни громких звуков. Оказалось, что ребенок воспитывается любящими и уважающими друг друга родителями, которые очень трепетно относятся к своему малышу. В семье не бывает скандалов, все проблемы решаются без повышения голоса. Однако ребенок не переносит шума закрывающихся дверей в транспорте, гудков автомобилей и т.д. Когда причина страха не лежит на поверхности, на помощь приходят проективные диагностические методики, в частности, рисуночные. В данном случае мальчик нарисовал мертвое дерево с очень мощной корневой системой. Он отождествляет себя с этим деревом, а рядом рисует солнышко, символизирующего маму (он говорит, что солнце – женского рода). Мама – это тот источник энергии и тепла, которым на данный момент может питаться этот ребенок, он просит у нее таким образом помощи, не подозревая о том, что возможно именно в маминой беременности, вынужденно протекавшей в атмосфере скандалов, устраивавшихся пьяным дедушкой ребенка, и находится причина его страха перед резким, громким звуком.
Для решения глубоких проблем необходима помощь специалиста. С некоторыми страхами психологически устойчивые дети справляются сами. Этот процесс пройдет быстрее и успешнее, если взрослые помогут ребенку.
В следующий раз поговорим о том, как помочь ребенку справиться со страхом.
Понравилась статья? Поделитесь своими мыслями в комментариях. Всегда рада позитивным оценкам и приятному общению.